На самом деле, в такую ситуацию может попасть каждый, но не каждый знает, что делать и как себя вести. Разберем случай, когда пассажир сидит спереди и сзади

Представьте, вы едете в автомобиле, путь долгий. Постоянные разговоры с водителем утомляют, хочется помолчать, послушать музыку и просто уйти в свои мысли. Когда едешь на автомобиле в качестве пассажира - всё очень спокойно и комфортно. Независимо от погоды «за бортом». Вы спрашиваете у водителя: «Может быть остановка? Разомнемся, походим». В ответ ничего…Вы понимаете, что здесь что-то не так, а потом с ужасом осознаете, что водитель не в сознании. Начинается паника, попытки окликнуть «рулевого», но он просто не реагирует. Внимание - мозговой штурм: что делать? У вас есть буквально несколько минут, а иногда и секунд, чтобы принять решение.

 Всё зависит от того, где вы едете. Город и трасса по-своему опасны. В городе оживленное движение, пешеходы, пробки, здания. Можно сказать, что «прямой контакт» неизбежен. Столкновение или наезд на пешехода/транспортное средство  - вопрос времени. А вот на трассе скорее всего в опасности лишь вы. Корень проблемы - высокая скорость. Далее идут: вылет с проезжей части, столкновение с деревом, встречными транспортными средствами или встреча с «отбойником».

Прыгать?!

Многие люди вам могут ответить, что надо прыгать из автомобиля, даже на полном ходу. Но из экспертов никто такого варианта вам не предложит, ведь встреча биологического организма с твердым асфальтом на большой скорости, как правило, заканчивается плачевно. Если скорость не особо большая, водитель после многочисленных попыток не приходит в чувства, а спереди неминуемая погибель, то да. Единственный вариант - это открывать дверь и прыгать. Только вот и здесь есть определенные правила:

  1. Перед прыжком открывать дверь полностью, до упора. Только нужно обязательно её придерживать, так как дверные фиксаторы не в состоянии справиться с таким напором воздуха;
  2. Не прыгай под колеса этого же автомобиля, старайся отпрыгнуть под небольшим углом и подальше;
  3. Ищи мягкую поверхность, например песок, грязь или трава. Жалко, что не всегда это попадается;
  4. Перед прыжком посмотри на дорогу, убедись, что нет ни знаков, ни других автомобилей. Всё должно быть чисто. Тогда вас точно ничего не убьет и не покалечит во время прыжка;
  5. Если есть рюкзак - превосходно, часть удара он сможет принять, слегка смягчив падение. А вообще, во время прыжка необходимо сгруппироваться, прикрыв голову руками. Переломанные ноги, руки и ребра - ничто по сравнению со смертью.

Прыгать не вариант - ситуация требует контроля

Далеко не всегда выпрыгивать из машины лучший вариант. Препятствий может быть много, от высокой скорости - до сложных городских условий, когда возможны и другие жертвы. Своим экспертным мнением с нами поделилась директор школы контраварийного вождения Наташа Форт.

Ситуация следующая. Пассажир едет справа от водителя, водитель потерял сознание, в себя не приходит. Если пассажир хоть сколько-то разбирается в вождении автомобилем и имеет понимание о дорожном движении и как оно утроено, то такой пассажир сможет очень сильно помочь и себе, и водителю:

  1. Первое, что может сделать пассажир - это придержать  и зафиксировать его в ровном положении. Поддержать руки водителя, который потерял сознание (включить аварийку);
  2. Отдернуть правую ногу с педали газа. При выполнении этих двух пунктов - автомобиль уже не является неуправляемым;
  3. Если сзади никого нет и обстановка в целом благоприятная, то можно попытаться остановить автомобиль с помощью ручника (если только он механический). Нужно постепенно и очень плавно натягивать ручник;

Если же пассажир сидит на заднем ряду, то алгоритм действий такой же. Отметим ещё раз, остановка ТС с помощью стояночного тормоза актуальна лишь при отсутствии других автомобилей на трассе. Если же рядом есть автомобили, то стараемся просто придерживать руль. Автомобиль должен быть управляемым. Это лучше, чем вылет автомобиля в неизвестные направления. Даже столкновение с попутным транспортным средством - это намного лучше, чем столкновение со встречным автомобилем или вылет в кювет. Если пассажир просто не разбирается в управлении автомобилем, то тогда лучше пристегнуться и сгруппироваться.

Как отметил старший инспектор управления ГИБДД России по Кировской области Сергей Суровцев, такой ситуации можно избежать. Нужно лишь соблюдать требования, прописанные в заветной книжечке ПДД:

«Согласно п. 2.7 ПДД водителю запрещается управлять транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомлённом состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Если во время движения вы почувствовали себя плохо, то необходимо в первую очередь остановить ТС. В зависимости от состояния здоровья можно вызвать бригаду «скорой» помощи. Если вы являетесь пассажиром, то внимательно следите за состоянием водителя. В случае каких-то сомнений в состоянии водителя, постарайтесь с ним поговорить, попросите остановить автомобиль, выйдете из салона и разомнитесь».

Водителям хочется напомнить, что пренебрегать своим здоровьем не стоит. Вы участник дорожного движения, вы несете ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь ваших пассажиров. Если по вашей вине произошло ДТП с пострадавшими - это также ваша ответственность.