Специалисты в оформлении ДТП считают, что сотрудники ГИБДД злоупотребляют новым законом

8 июля 2015. Самостоятельное оформление ДТП. С 1 июля в силу вступили поправки в Правила дорожного движения, которые касаются, в том числе, правил оформления дорожно-транспортных происшествий. Теперь ждать сотрудника ГИБДД на месте аварии вовсе необязательно, если сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей, нет пострадавших, а водители пришли к определенному консенсусу. Решить все вопросы можно, сразу придя в страховую компанию, предварительно грамотно составив схему происшествия, зафиксировав все обстоятельства.

Страховые компании отмечают, что в связи с вступившими изменениями, число водителей, которые сразу обращаются за возмещением ущерба, сильно не увеличилось.

Константин Зорин, директор ОАО СОГАЗ:
— У нас не очень большой портфель, застрахованный по полису автострахования, в частности по ОСАГО. Поэтому мы на себе какой-то «ураганной» динамики не наблюдаем. Скажем так, есть какие-то пики, когда число обращений увеличивается, но сейчас этого нет.

Валерий Созинов, директор ООО «Зетта Страхование»:
— Определенной статистики, что число обращений со стороны водителей увеличилось, пока нет. Какого-то большого потока потерпевших не наблюдается.

Вероятнее всего, должно пройти определенное время, пока водители смогут привыкнуть к этой самостоятельности на дороге. Сейчас сотрудники Управления ГИБДД отмечают, что чаще всего водители все же боятся полностью брать на себя ответственность за оформление ДТП.

Александр Братухин, инспектор отдела пропаганды Управления ГИБДД по городу Кирову:
— Большинство водителей путаются в составлении этих схем, чаще они просто обращаются за помощью в ГИБДД, звонят в «дежурную часть» и ожидают. Бывает такое, что водитель иной раз просто-напросто боится той ситуации, что он сделает что-то неграмотно. Те ДТП, что попроще, когда сумма ущерба низкая, водители еще стараются сами оформить, звонят « дежурную часть» и консультируются, либо просят помощи у других участников движения. Но чаще всего, даже в том случае, если водители знают, как оформить происшествие, стараются все же обратиться к сотрудникам ГИБДД, потому что боятся, что если упустят какой-то нюанс, в будущем это будет грозить тем, что им не осуществят страховую выплату.

Повысить сою грамотность на дороге можно, обратившись в службу «аварийного комиссара». Они работают во многих городах, и где-то консультируют водителей бесплатно, а где-то — за определенную плату.

По словам некоторых специалистов, работающих в сфере оформления ДТП и оказания помощи водителям, с введением новых правил сотрудники ГИБДД стали несколько злоупотреблять нормой, штрафуя водителей за образованный затор на дороге.

Евгений Шилов, директор ООО ГК «Автоспас»:
— В порядке оформления ДТП сейчас мало что поменялось. Речь идет о возможности создания затора на дороге. Если затор на дороге вероятен, в этом случае да, водители должны обозначить свое местоположение в момент столкновения, зафиксировать и отвести машину в безопасное место. По сути дела, эта же норма была прописана и ранее. Она была прописана ПДД, и водители вправе были отвести транспортное средство с места происшествия, если оно мешало дорожному движению, зафиксировав следы и местоположение автомобиля. Сейчас эта норма стала более категоричной, то есть если водитель не отвел машину с места происшествия, то он рискует попасть на штраф за создание затора на дороге. А тут есть еще вот какой важный нюанс: водитель должен зафиксировать свое местоположение, то есть он должен владеть, как минимум, фото- или видеокамерой. Не каждый этим умеет пользоваться, а кто умеет, тот не всегда знает технологию фиксации ДТП. Сотрудники ГИБДД этой нормой сейчас стараются активно пользоваться: приезжают на место и говорят, почему ты не убрал машину с места происшествия, сейчас наложим штраф. Это неправильный подход.

Евгений Шилов отметил, что водители, скорее, не боятся оформлять ДТП, а просто неграмотны в этом вопросе. Частой ситуацией бывает такая, когда водители на месте происшествия неверно дают оценку дорожным обстоятельствам, когда виноватый превращается в невиновного, а виновный, наоборот, в виноватого.

Евгений Шилов:
— Представьте простую ситуацию: едет водитель по главной дороге, подъезжает к перекрестку, который регулируется дорожными знаками. Подъезжает к справа примыкающей дороге, а там не установлен знак «Главная дорога». Просто его не установили. В данном случае он въезжает на данный перекресток. А в это время с прилегающей дороги едет другой автомобиль и со стороны того водителя стоит знак «Уступи дорогу». Вот этот водитель, который выезжает с прилегающей территории, нарушает требование знака «Уступи дорогу», происходит столкновение с водителем, который находился на, якобы, главной дороге. В результате здесь обоюдная вина. Хотя трактовка будет другая: водитель, который на главной дороге, скажет, что он не виноват, так как двигался по главной дороге, а водитель, который нарушил требование «Уступи дорогу», будет говорить, что да, он нарушил требование знака и полностью признает себя виновным. Но в данном случае обоюдная вина, потому что водитель на главной дороге, проезжая через перекресток, который по отношению к этому водителю, является перекрестком равнозначных дорог, должен воспользоваться правилом «правой руки». То есть один нарушил требование знака, а второй не пропустил того, кто находился справа.

Специалисты отмечают, что в целом это изменение в правилах дорожного движения — верное, но использовать его нужно рационально. Напомним, ранее портал «Город Киров.RU» узнавал у самих водителей, насколько они грамотны и знают, как оформить ДТП, не привлекая полицию. В опросе принимало участие 214 человек. Большинство из них (72 опрошенных) ответили, что имеют представление об оформлении ДТП, но считают более надежным дождаться полицию. 67 человек признались, что не знакомы с данной процедурой. 34 человека ответили, что знают теоретически, как это сделать, но на практике всегда ждут полицию. А 41 опрошенный оказался подкованным в данном вопросе и признался, что практика оформления ДТП самостоятельно у него уже была.