Уже не первое десятилетие существует автомобильная поговорка: «Больше скорость — меньше ям». Мы выяснили, является ли это правдой
Уже давно не новость, что в России много плохих дорог. Вроде бы как их потихоньку ремонтируют, но получается, что отремонтировали одну - изъездили другую. Иногда абсурд доходит до того, что водители сами начинают ремонтировать дороги, не дожидаясь от властей конкретных действий. Видимо, постепенно автомобилисты стали замечать, что при высокой скорости кажется, что дорога ровнее. По сути, это вполне логично, ведь при высокой скорости, допустим, в 70 км/час, амортизаторные стойки физически не успевают отработать каждую дорожную неровность. Вот и получается «ровная езда». Если же автомобиль едет медленно, скажем, со скоростью в 15 км/час, то каждая ямка будет чувствоваться, ибо подвеска будет всё отрабатывать. Так что да, ям на высокой скорости действительно становится меньше. Ехать так немого приятнее, чем на маленькой скорости, так как на небольших скоростях в полной мере ощущаются неровности, колебании от работы подвески. Единственное, что на низких скоростях ямы проходят мягче, а на высоких — чувствуется жесткость.
С этого момента появляется новый вопрос — насколько это вредно для автомобиля, его подвески? Подвеска автомобиля — это безопасность и комфорт. Упругие элементы (пружины, рессоры) подвески уменьшают силу удара, передаваемую на кузов машины. Амортизаторы же гасят колебании. Проще говоря, адекватная работа подвески способствует плавности хода, комфорту и предотвращению завалов и опрокидываний. При высокой скорости работу подвески нельзя назвать адекватной, то есть правильной.
Представьте, что вы несётесь на огромной скорости по ямам. Ям бесчисленное множество — после одной из ям амортизатор не успевает опустить колесо полностью (работа не в полном диапазоне, не успевает погасить колебании). Результат — жесткий наезд на яму и причинение ущерба диску, покрышке или жестким элементам подвески. Особенно к плачевным последствиям могут привести ямы с жесткими и острыми краями.
Автоэксперт и бывший слесарь по ремонту автомобилей Алексей Пироманов напомнил, что в этой ситуации следует подумать о физических свойствах неподрессорных масс. Ниже амортизаторов находятся непосредственно сами колёсные диски, тормозные механизмы, некоторые детали подвески. В общей сложности — они имеют достаточно серьезный вес. Получается, что чем выше скорость машины, тем сильнее удар. Он отметил, что при такой езде из строя могут выйти амортизаторы, поворотные кулаки, шаровые опоры, ступичные подшипники, опорные подшипники, ШРУСы и т. д. При медленной езде причиняется гораздо меньше ущерба. Самая вредная дорога — это дорога типа «стиральная доска». Хаотичная работа амортизаторов при такой езде в любом случае столкнется с ямой, возможно, даже несколько раз.
Здесь думайте сами, что вам важнее. Ямы бывают разными. При высокой скорости можно залететь в самую большую яму при «сложенном» амортизаторе. Тогда вы рискуете попасть на ремонт и потерю времени. Такая езда будет комфортна, но до поры до времени. Самая ужасная скорость для подвески — это 30 км/час. И подвеска пытается отработать все неровности, и ямы встречаются ощутимее. В районе 50 км/час — ещё более терпимо, так будет меньше всего урона. Для целости подвески лучше аккуратненько проезжать ямы. Выбирать вам. Кстати, полностью поговорка звучит так: «Больше скорость — меньше ям. Есть работа слесарям!»
Ранее мы рассказывали, как правильно ездить по глубоким лужам.