Новый законопроект о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), разработанный Министерством транспорта РФ, после обсуждения в обществе претерпел изменения и внес уточнения в ответственность за ДТП с беспилотниками.
Несколько компаний в России, таких как "Яндекс", "Сберавтотех", КАМАЗ, и "Магнит", проводят тестирование беспилотных автомобилей с 2018 года. Эксперименты показали, что использование таких транспортных средств может снизить аварийность на 90% и затраты на грузоперевозки на 30%.
Новая редакция законопроекта включает в себя условия для допуска беспилотных машин на дороги, такие как наличие бортового устройства регистрации событий и системы, позволяющей перевести машину в "состояние минимального риска", сообщает «Коммерсант». Также предполагается, что весь беспилотный транспорт будет зарегистрирован в базе ГИБДД и регулярно проходить техническое обслуживание.
Новые уточнения включают запрет на использование беспилотных автомобилей на участках дорог, входящих в маршруты перевозок опасных грузов, а также обязательное наличие последних обновлений программного обеспечения. Транспортникам разрешат движение только по трассам, имеющим "цифровой двойник" с данными о состоянии дороги в режиме реального времени.
Законопроект также определяет ответственность за ДТП с беспилотниками. Владелец беспилотной машины несет основную гражданско-правовую ответственность за вред третьим лицам, окружающей среде, жизни и здоровью, если не докажет, что вред был вызван "непреодолимой силой или умыслом потерпевшего". Собственник может также переложить ответственность на производителя или диспетчера, в зависимости от обстоятельств.
Законопроект по всей видимости будет одобрен и вступит в силу 1 сентября 2025 года.