Несмотря на популярность движения, отношение к движению среди жителей города, спорное
4 декабря 2014. Безопасность дорожного движения. Цифры статистики свидетельствуют о том, что за 11 месяцев 2014 года количество дорожно-транспортных происшествий в Кирове сократилось на 8% и составило 750 случаев. В ходе дорожных аварий погибло 35 человек, в том числе 14 пешеходов, 920 пострадавших было ранено.
Наблюдение за безопасностью на дорогах в областном центре осуществляет не только Управление ГИБДД. На помощь сотрудникам Госавтоинспекции приходят и общественные организации. В частности, гражданское движение «Ночной патруль», главной целью которого остаются нетрезвые водители, создающие опасную угрозу для остальных участников дорожного движения. За 2 года существования этого движения было задержано 498 пьяных водителей, среди которых были те, кто по долгу службы призван следить за порядком в обществе – сотрудники полиции.
Управление ГИБДД «Ночной патруль» всецело поддерживает. В то же время общество полностью принять гражданских активистов не готово.
Константин Клабуков, заместитель начальника Отделения ГИБДД по городу Кирову:
— Пошла обратная реакция от общества на проблему, которую надо решать. Люди есть в городе инициативные, помогают, делают что-то. И есть опасение у нетрезвого водителя, вдруг стоящая рядом машина передаст информацию сотрудникам ДПС. Они начали, потом таксисты присоединились. Надеюсь, будем развиваться. У нас общество еще не сформировано. Ведь считается, что «застучали». У нас в России как-то не принято это. Но ведь в конечном итоге надо видеть другие цели. От этого пьяного на дороге могут пострадать люди.
Есть что сказать? Обсуди на «Город Киров.RU»
В то же время те самые неуклонные и сухие статистические данные не говорят о серьезных сдвигах за последние несколько лет по количеству аварий с участием нетрезвых водителей. Так, до появления общественного движения, в 2011 году было 51 дорожно-транспортное происшествие с участием водителей в нетрезвом состоянии. В 2012 году эта цифра увеличилась до 62, а по итогам 2013 года таких случаев было 55. За 11 месяцев 2014 года тзафиксировано 41 ДТП с участием пьяных водителей. Конечно, на основе статистических данных нельзя утверждать, что эти цифры всецело зависят от деятельности «Ночного патруля». Тем более, что по мнению Константина Клабукова, эффект от деятельности «Ночного патруля» есть, и из тех пойманных 498 нарушетелей 10% вполне могли спровоцировать аварию.
Что касается легальности действий участников движения, которые являются обычными кировчанами, желающими в выходные дни ночью помочь в обеспечении безопасности, то здесь нарушений с точки зрения закона нет. Вопреки бытующему среди некоторых жителей Кирова мнению, участники движения никого не задерживают, а лишь передают информацию тем, кто имеет право и обязан пресечь правонарушителей.
Ирина Анахерон, активист «Ночного патруля», пояснила, что основной задачей движения является выявить человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения желающего сесть за руль. Определяется это простой просьбой дать закурить, подвезти на другой конец города или иными способами. Человека, который нетрезв, выдают запах, манеры поведения, действия.
Нерешенным остался вопрос о законности раскрытия персональных данных пойманных нарушителей, выкладывании фото- и видеоматериалов в социальные сети, их передача в средства массовой информации. Тысячи людей иногда узнают имя, фамилию и отчество пойманного водителя. По словам Дарьи Шпорт, модератора площадки клуба «Вечерний», на одном из кировских телевизионных каналов не так давно был сюжет о деятельности «Ночного патруля». В ходе сюжета крупным планом на экранах своих телевизоров сотни тысяч людей могли увидеть сведения, фиксирующиеся на водительском удостоверении задержанного сотрудниками ДПС при содействии активистов патруля водителя.
Константин Клабуков не смог ответить на вопрос, насколько законно попадание видеороликов и фотографий с данными о пойманных водителях в СМИ или социальные сети, отметив только, что есть закон о защите персональных данных, а по каждому такому случаю нужно разбираться индивидуально. Точно также ни заместитель начальника Отдела ГИБДД, ни активистка «Ночного патруля» не смогли ответить на вопрос, на ком лежит ответственность в случае, если все же подобное афиширование является незаконным.
Возможно, со временем «Ночной патруль» несколько расширит свои компетенции и будет ловить не только пьяных нарушителей, но и тех автомобилистов, которые пренебрегают плавилами парковки и оставляют свой транспорт на тротуарах. По крайне мере, предложение от кировчан участникам движения следить за этим вопросом уже поступило.