Содержание:
Фиксируем ДТП
Помощь
Собираем данные
Составляем протокол
Бумаги заполнили, что необходимо требовать?
Разбираемся без ГИБДД

 

Машин в городе становится больше, а дороги шире не становятся. В связи с увеличением плотности потока машин, ДТП неизбежны и раз вы попали в ДТП – кошмар автомобилиста, то все потери нужно свести к минимуму.

Везде пишут по-разному. Кто-то рекомендует обозначить место ДТП, другие вызвать полицию и так далее, но, пожалуй, если вы (водитель) не получили повреждений, и руки с ногами у вас не перепутаны и находятся на местах, то первое, что необходимо – взять себя в руки. Во многом о того, как вы себя ведете будет зависеть дальнейшее развитие событий и итог разбирательства ДТП в целом.

Как показывает практика, поведение водителей в случае ДТП можно разделить на несколько видов:

  •  водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составлении протокола;
  •  водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию;
  • водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило, в данной ситуации, особенно в условиях стресса, это не удается и данный водитель только ухудшает свое положение;
  • водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие последствия, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем не видели несколько свидетелей;
  • водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило, такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.

Фиксируем ДТП

Объективность и верность решения о ДТП напрямую зависит от данных, собранных сотрудниками полиции на месте происшествии. Ваша первоочередная задача, сохранить как можно больше этих данных (следы, осколки, очевидцы). Для этого Остановитесь. Обозначьте место происшествия: включите аварийную световую сигнализацию и поставьте знак аварийной остановки не ближе, чем на 15 метрах от машины. Ни в коем случае ничего не меняйте в расположении предметов, которые имеют отношение к ДТП. Проследите, чтобы этого не делал и второй водитель — правила поведения при ДТП этого не допускают. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначьте первоначальное расположение убранных вещественных доказательств. Вызовите ДПС.

Помощь

Если ДТП было более серьезное, нежели рядовая «чикалка», и в аварии пострадали люди, то нельзя игнорировать их. При вызове полиции обязательно необходимо указать о наличии пострадавших. Иначе экипаж можно ждать очень долго. Помощь пострадавшим – вопрос двоякий. Помогать безусловно надо, но с умом. Если вы ничего не понимаете в медицине, а курс первой медицинской помощи при ДТП, который преподавали в автошколе был забыт сразу после экзаменов, то ограничьтесь разговорами с пострадавшими, если они находятся в сознании. В противном случае, доставая человека из покареженного автомобиля вы можете сделать ему только хуже.

Собираем данные

Не стесняйтесь подходить к людям на улице, которые видели аварию. Запишите данные очевидцев: марку автомашины очевидца, номерные знаки, личные данные. Лучше всего это делать сразу: будучи под впечатлением, свидетели легче идут на контакт. Когда пройдет время, нет никакой гарантии, что свидетель все еще захочет вам помочь. Фотографируйте место ДТП. Нужно делать как можно больше снимков на фотоаппарат, мобильный, если есть — запишите все на видеокамеру. Если с собой ничего нет, попросите у очевидцев. Зафиксируйте все свежие следы ДТП: расположение автомобилей, отдельных деталей и частей, пострадавших, длину тормозного следа и т.п. Такие кадры вам впоследствии очень пригодятся.

 

 

Составляем протокол

Потребуйте от работников ДПС зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что по вашему мнению может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность, видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам - линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и так далее.

Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля «обидчика» - известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина.

При осмотре повреждений автомобиля инспектором, не допускайте таких общих фраз: «помято левое крыло». Такое повреждение лучше описывайте так: «левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер ....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля».

Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.

Нельзя забывать и про медицинское освидетельствование. Все участники аварии должны пройти тест на алкоголь, а данные этого теста внесены в протокол.

Если вы считаете, что сотрудники полиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол, а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении или в прокуратуре. После проведения освидетельствования на алкоголь, инспекторы предлагают написать участникам ДТП собственноручные объяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное объяснение, как правило, самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или неоднозначность.

Бумаги заполнили, что необходимо требовать?

Перечень документов, которые составляются при ДТП невелик, но если из него что-то будет выпущено, то вряд ли это сыграет вам на руку.
— схему происшествия;
— данные всех участников аварии;
— объяснения участников ДТП и свидетельства очевидцев (в письменной форме);
— рапорт, которые содержит различные дополнительные обстоятельства. Они могут иметь значение для принятие решения по ДТП;
— вынесенное определение или составленный протокол — в случае возбуждения административного или уголовного дела. В этом случае вам будет нужен адвокат.
— если есть раненые, к перечисленным документам также прилагается акт медицинского освидетельствования.

Вам на руки выдается копия протокола под расписку.

В случае, если ДТП имеет серьезные последствия и на вас заводят уголовное дело, не экономьте на адвокате. В данной ситуации грамотный адвокат, который специализируется на автоделах, станет вам лучшим помощником, нежели друзья и разного рода советчики.

 

 

Разбираемся без ГИБДД

Вернемся к легким ДТП. Далеко не все аварии несут за собой тяжелые последствия, как в плане повреждения автомобилей, так и в плане ущерба для здоровья. Посему в некоторых случаях оформление ДТП можно произвести самостоятельно. Если в аварии не пострадали люди, участниками ДТП являются только две машины, размер потенциального ущерба каждого из автомобилей не превышает 25 тысяч рублей, и у участников ДТП нет никаких разногласий, — схему происшествия можно составить и без вызова автоинспекции. Тщательно укажите все обстоятельства и подпишите документ. Затем отправьтесь на ближайший пост ГИБДД и там оформите ДТП. Это необходимо сделать и для того, чтобы страховая компания выплатила вам понесенный ущерб. Стоит понимать, что в данной ситуации вы полагаетесь исключительно на себя и на второго участника ДТП.

Всё вышеперечисленное является примером того, как стоит поступать в случае ДТП, чтобы свести споры и разногласия к минимуму, а также получить максимальное возмещение ущерба от аварии. Однако могут быть и исключения.

С 1 июля 2014 года в ПДД вступают изменения, позволяющие участнику ДТП покинуть место аварии. Речь идет о случаях, когда водитель, например, съехал в кювет, и пострадала только его машина. Еще один момент, когда водитель сможет покинуть место аварии, касается ситуации, если, например, один автомобиль зацепил другое транспортное средство на парковке. В случае, если водители не имеют друг к другу претензий, они смогут обменяться своими данными, самостоятельно нарисовать схему аварии и зафиксировать ее на фото. Инспекторы ДПС при этом уже не смогут обвинить кого-либо в оставлении места ДТП.

Аналогичная схема будет использоваться при освобождении проезжей части, если две машины столкнулись на дороге и заблокировали её. Водители без страха смогут двигать свои машины и дожидаться полицейских на обочине, либо решить вопрос самостоятельно и разъехаться. Для второго случая в новом документе существует следующая формулировка: «при отсутствии необходимости в оформлении документов о ДТП для всех участников происшествия им разрешено оставить место аварии, не сообщая в полицию и не прибывая на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции».