В УГИБДД и показали, как выявляются нарушения ПДД при помощи автоматических комплексов
Последнюю неделю в Сети и федеральных СМИ появляются сообщения о том, что водителям в Москве приходят «письма счастья» за нарушения, которые они не совершали. Так в Московской области штраф был выписан за пересечение сплошной осевой разметки тенью автомобиля, второй случай — блики фар на мокром асфальте, так же пересекшие сплошную линию, третий случай — автомобиль, остановившийся за сплошной линией разметки по требованию инспектора ДПС. В республике Татарстан штраф пришел владельцу автомобиля, который был погружен на превысивший скорость автоэвакуатор.
Если первый случай с тенью вызвал у автовладельцев улыбку и вопрос аннулирования штрафа решился после публикаций в СМИ, то два последующих случая вынудили автомобилистов задаться вопросом «что вообще происходит?» и «как допускаются такие ляпы в системе фотовидеофиксации нарушений?».
Как работают московские комплексы мы сказать не можем, а вот в дверь регионального УГИБДД постучали с просьбой объяснить и показать, как в Кирове выписываются «письма счастья».
Процесс, как оказывается, щепетильный и монотонный. В день оператор, назовём его так, просматривает 1500-2000 нарушений, запечатленных комплексами «Арена», «СКАТ» и «Кордон» всего обработкой данных со всего региона занимаются 2 человека. Специалисты в первую очередь отсматривают снимки, выполненные автоматически, на предмет «брака». Если говорить о комплексе «Арена», то здесь отсеиваются фотографии, на которых изображено 2 попутных транспортных средства. В такой ситуации отследить, какой именно автомобиль нарушил ПДД и превысил скорость невозможно, поэтому штраф не выписывается. Так же оператор сверяет данные в базе и на снимке, чтобы и регистрационные данные автомобиля и персональные данные его владельца совпадали. Только после того, как инспектор убеждается в том, что все данные верны и совпадают с изображением на фотографии (номер, марка, цвет), выносится постановление.
В случае с системами «Кордон» и «СКАТ» даже если в кадр попадают несколько автомобилей, снимок не бракуется. Здесь, на фото, ставится отметка, параметры какого именно автомобиля учтены, поэтому двоякой трактовки и неправильного определения нарушителя быть не может. Инспектор видит не только общий кадр с места нарушения ПДД, куда входят несколько транспортных средств, но и крупный, где четко видны госномер автомобиля, его марка.
В работе комплексов «Одиссей» отслеживающих не только пересечение стоп-линии, но и движение по полосам принцип работы схож, только проверка производится в 2 этапа. Сперва полученные видеозаписи фильтруются на наличие нарушений в целом. Как рассказывают специалисты, наибольшее количество вопросов в системе работы видеокомплексов вызывает движение по полосам. Например, проезд в прямом направлении по улице Ленина на перекрестке с Воровского по крайнему левому ряду с погасшей стрелкой, распознаётся комплексом, как нарушение ПДД, хотя таковым не является. В ходе фильтрации из 350 видеоматериалов в день, лишь 150-180 содержат нарушения ПДД. Только после подтверждения факта нарушения ПДД, инспектор ГИБДД квалифицирует нарушение и выписывает постановление .
В обоих случаях решение о составлении протокола о нарушении правил дорожного движения выносит не машина, а человек. То есть случаи, произошедшие в Москве — не программный сбой, а элементарный недосмотр. Если учесть, что в Кирове ежедневно человек отсматривает от 300 до 2000 нарушений ежедневно в зависимости от типа комплекса фото и видеофиксации нарушений, то человеческая ошибка имеет место быть.