Отработав 6 лет инструктором, наш герой спешно «унес ноги» из автошколы
Проблема вытекает из проблемы, - так отмечает Игорь, инструктор по вождению с шестилетним стажем. Когда ему было 25 лет, он решил «помочь молодым в сдаче на права». А если точнее, то подзаработать денег. Чтобы не запятнать репутацию автошколы, Игорь решил остаться инкогнито.
Водительское удостоверение Игорь получил в 18 лет, до этого у него уже был четырехлетний стаж «с батей по деревне». С таким опытом он смог сдать на права с первого раза, без всяких проблем. Затем учеба в ПТУ, армия, работа сварщиком на производстве…сокращение.
«Сократили меня в 24 года», - вспоминает Игорь. На заводе оставили только «старых», хотя такой ход показался ему нелогичным и недальновидным. Унывать он не стал, начал подрабатывать в такси на своем «Киа Рио» первого поколения. Вскоре он понял, что это «настоящая глупость». Машина была почти новая, «ушатывать» её было жалко. Тогда Игорь решил попробовать себя в совершенно новом для него направлении. В одну из автошкол города требовался инструктор по вождению, категория B. Из требований к приему на работу: водительский стаж не менее 5 лет, возраст не менее 25 лет, автомобиль предоставляется.
«Решено, идем устраиваться», - подумал Игорь. На тот момент ему уже «стукнуло» 25 лет. Стаж позволял устроиться на эту работу. Зарплата была указана от 20 000 рублей. Собеседование прошло быстро, Игоря приняли. После сбора необходимых документов и прохождения медосмотра можно было приступать к обучению кандидатов на водителей.
«Первый месяц был очень напряженным. Выручало лишь то, что я выгляжу на все 35», - вспоминает Игорь. Молодым инструкторам клиенты доверять не хотели. Про возраст свой он не говорил, только если спрашивали. Нервов за месяц ушло больше, чем за предыдущие месяца. Учил Игорь на автомобиле ВАЗ-2114, старая, убитая, нередко ломалась во время занятия. Иногда ремонтировать машину приходилось самому, несколько раз Игорь за свои деньги покупал запчасти. Но бензин оплачивался в полной мере, удавалось даже «к себе в бак» перелить.
«Самый первый ученик был безнадежен». В первый же рабочий день «на растерзание» Игорю дали молодого парнишку 17-лет. Парень был зажатым и неуверенным, также имел явные проблемы в коллективе. «Я ожидал жизненных разговоров с учениками, смешные истории. Но, видимо, не в этот раз», - рассказывает бывший инструктор. Этот ученик отвечал всегда коротко: да, нет, не знаю. Есть такая фигуры, называется «змейка». Так вот, этот самый ученик решил поехать «на таран». После этого Игорь понял, что этого человека в город выпускать еще рано. После месячных тренировок на автодроме, молодой ученик стал ездить немного лучше, но уверенности не прибавилось. При первом выезде в город, он «чуть не сшиб бабку», переходящую дорогу по пешеходному переходу. Глох каждые 5 минут. Именно из-за него пришлось менять сцепление. На сдачу экзамена он и вовсе не явился. «Ну и хорошо», - подшутил Игорь.
«Ах, эти девушки». Нельзя сказать, что всё девушки безнадежны в плане вождения. Частенько они сдавали, что называется «с первого раза». Но были и проблемные дамы. «Предлагали деньги, предлагали, скажем так, себя, но принимать такое я боялся», - отметил Игорь. Была у него одна ученица, звали Маша. В один прекрасный день она вырвала ему рычаг переключения передач, а потом ещё и начала обвинять его в том, что он кричал на неё и чуть ли не бил. Игорь - человек прямолинейный и загадочный, в машине у него всегда был диктофон. Он решил довести ситуацию до логического завершения. Он сказал ей: «Ну, давай, нажалуйся!» Она действительно пошла к руководству. «Видели-бы вы её лицо, когда я включил запись на диктофоне», - со смехом вспоминает Игорь.
«Зарплата - не основной источник дохода». Оплата у Игоря была почасовая, он отметил, что больше 19 000 рублей у него не выходило, если в счет брать лишь официальную зарплату. А вот дополнительные занятия по вождению помогали ему хорошо жить. В среднем на них выходило примерно 8 - 11 тыс. рублей в месяц, но этот бензин уже не оплатят. «Чаще всего договаривались с учениками на два часа вождения по городу или по автодрому, но по факту получалось лишь 80 минут, так как я объяснял это тем, что в школе уроки по 40 минут», - рассказывает Игорь.
«В сводку не попадали». Без аварий обойтись просто не могло. Частенько были мелочные ДТП. Когда «шоркнул» чужую машину, либо ученик перепутал газ с тормозом или не успел затормозить и влетел в заднюю часть впередистоящего автомобиля. «Всегда удавалось удалить всё без ГИБДД, мне просто повезло», - рассказывает Игорь. Он просто не разрешал своим ученикам ездить со скоростью свыше 30 км/час, это реально помогало избежать серьезных ДТП. Кстати, за аварии инструкторам в этой автошколе полагались штрафы, которые вычитались из зарплаты. «Философия у нас была особая», - отметил Игорь.
«Страшно подумать, как такие люди будут потом ездить по дорогам страны». Игорь рассказывает, что нередко встречались люди, которые постоянно шли на отказ, не слушались, не подчинялись, делали всё по-своему. «Пару раз чуть до драки не доходило с учеником. Когда человек знает, что старше тебя на 10 - 15 лет, он пытается поставить себя как значимую персону, зачем же им слушать какого-то молокососа?», - вспоминает Игорь. Особенно это касалось женщин, часто они говорили: «Вот скажу я своему мужу». Пару раз приходили их мужья, некоторые были такие же неадекватные, кричали, угрожали и хвастались своими связями. Рабочий день Игоря пролетал, но приходил домой он как «выжатый лимон» - эмоционально и физически. Некоторые ученики умудрялись спорить с Игорем по Правилам дорожного движения. Один утверждал, что нет «помехи справа», есть только «помеха слева». Вот так и чуть не влетели в нас товарищи «справа» на грузовике.
«Вообще, 6-ти лет мне хватило, либо это не моё, либо у меня нервов не хватило. В 31 год я оттуда реально убежал! Я человек честный, взяток никогда не брал, но предлагали их часто. Денег я там заработал не так много, как хотелось бы. Скажем так, нервов потерял больше, чем заработал денег. Проблема вытекает из проблемы. Почему? Потому что теперь учат лишь «сдавать экзамен», ездить, сейчас не учат. Некоторые молодые инструкторы по вождению сами ездить ещё учатся, грубо говоря. А уже лезут в автошколы учителями. Не дело это», - подытожил Игорь.