Для оснащения машин нужны десятки тысяч рублей, а для нового автодрома – десятки миллионов

Новые требования по лицензированию автошкол поставили под вопрос их существование. Для того, чтобы оборудовать ученическую машину комплектом аудио-видео фиксации, необходимы десятки тысяч рублей, а ведь таких машин в автошколе несколько. Но если с оборудованием автомобилей крупные кировские автошколы еще могут справиться, то автоматизированный автодром, стоимостью в несколько миллионов рублей, не потянет никто из них. Новые правила уже вступили в силу, и на сегодняшний день ни одна кировская автошкола не соответствует новым требованиям. Однако набор кандидатов в водители продолжается...

Сегодня за круглым столом собрались представители департамента образования, ГИБДД, «Всероссийского общества автомобилистов» и автошкол города, чтобы обсудить происходящие изменения. Как выяснилось, никого они не устраивают...

Город Киров: Ни одна кировская автошкола не соответствует новым требованиям

Ольга Новоселова, начальник отдела лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, рассказала о документах, регламентирующих нововведения в автошколах:
- С 1 июля 2009 года вступило в силу положение о лицензировании образовательной деятельности автошкол, а еще раньше, с 1 января, работает положение о новых примерных программах обучения в этих заведениях. Документы эти говорят о необходимой материально-технической базе и методическом обеспечении автошкол. К материально-технической базе относятся аппаратно-програмные комплексы (обеспечивающие психо-физиологическое тестирование ученика), и система аудио-видео записи, которая должна быть установлена в ученической машине.
Изменяются и требования к образовательному уровню педагогических кадров. Теперь человек, не имеющий педагогического образования, но обучающий кандидатов в водители, должен пройти специальные курсы.

Главный вопрос, который стоит перед автошколами – вопрос денег. Оборудовать необходимым образом одну ученическую машину стоит от 75 до 118 тысяч рублей, а их в средней кировской автошколе не менее трех-четырех. Подразумевает новое положение и наличие собственного автоматизированного автодрома. Это уже совершенно другие цифры – не десятки тысяч, а десятки миллионов рублей. Однако по принципу «что не запрещено, то разрешено», автошкола может пользоваться и чужим автодромом на договорной основе. Правда в Кирове пока нет ни одного такого автодрома. Почему же автошколы продолжают работать? Тут уже работает другой принцип «не пойман не вор».

Город Киров: Ни одна кировская автошкола не соответствует новым требованиям

Дмитрий Горохов, начальник экзаменационного отдела МРЭО ГИБДД УВД по Кировской области:
- Пока у автошколы действует лицензия, полученная по старым требованиям, ее никто не тронет. Однако если произойдут какие-то изменения (например, смена названия) или же поступит сигнал организовать внеплановую проверку – соответствовать новым требованиям будет уже необходимо.

На сегодняшний день в Кирове работают 29 автошкол, у большинства из них лицензия заканчивается в 2010-2011 годах. Представители кировских автошкол, участвующие на встрече, признались, что выполнить требования по созданию собственного автодрома не сможет никто, а вот с оборудованием ученических машин вопрос решаем. Вот только зачем оно, это оборудование? По мнению учителей, видеокамеры только нервируют ученика, более того, он может отказаться от процесса обучения под присмотром видеокамер под предлогом, что неизвестно куда эта запись потом попадет, а вдруг она будет использована ему во вред? Все эти вопросы в ближайшее время могут привести к колоссальному наплыву учеников в автошколы: люди пойдут сдавать массово, пока школы могут работать «по старинке» и обучение еще не выросло в цене (а переоборудование автошкол явно отразиться на стоимости обучения). Дальше – больше: учиться в автошколах станет не выгодно и люди пойдут сдавать по «самоподготовке». А не для кого не секрет, что такие выпускники чаще «отличаются» в статистике ДТП, чем выпускники автошкол.

Все участники круглого стола высказываются в сторону нововведения, мягко говоря, с непониманием. И даже представители ГИБДД буквально разводят руками: «С нами никто не советовался. Пришла бумага сверху – и мы должны ее исполнять». Однако есть надежда, что новые требования могут отменить. Специальные письма кировскими специалистами были разосланы в несколько ведомств, однако пока реакции на них никакой не последовало.

Город Киров: Ни одна кировская автошкола не соответствует новым требованиям

Единственное требование, которое, кстати, носит в положении лишь рекомендательный характер, вызвало одобрение у всех. Речь о психо-физиологическом тестировании будущего ученика. Автошколам разрешено не приобретать это оборудование самостоятельно, а по договору тестировать своих учеников в медицинских учреждениях, которые его купили. Такой аппарат в Кирове есть. Рассказывает Василий Хлимаков, директор такого медицинского учреждения:
- Было бы хорошо тестирование сделать обязательным и ответственность эту возложить на медицинское учреждение. Тогда ученик придет в автошколу со справкой, что действительно готов к обучению. У нас был случай, что человек трижды не смог пройти этот тест. Так может таким людям и вовсе как-то мягко отказывать в учебе?

По мнению участников круглого стола, есть и еще несколько мер в обучении будущих водителей, которые бы действительно могли повысить безопасность на дорогах. Это увеличение вопросов в теоретическом экзамене с 800 до 2 000, чтобы ученик не зубрил ответы без понимания сути, а действительно разбирался в ситуациях на дорогах. Это обучение вождению на разных автомобилях, в различное время суток и различных дорожных условиях. Это многоуровневое обучение, когда сдавшему экзамен сначала выдается временное водительское удостоверение, а спустя определенное время водитель должен подтвердить свои знания и идти на «повышение квалификации». А вот оборудование машин и автодромов дорогостоящей аппаратурой, по мнению специалистов, ни к чему не приведет. Даже супер-автоматизированный автодром с железнодорожным переездом, светофорами и клумбами не заменят реальной дорожной обстановки с «живыми» пешеходами и прочими неожиданностями.