В повышении цен на топливо замешано сразу несколько факторов
Уже в январе можно ожидать роста цен на топливо. Что уж там говорить, если в конце 2020 года стоимость литра бензина марки АИ-92 выросла на 8,4% (до 47,6 тыс. рублей за тонну), а АИ-95 на 7,7% (до 49,1 тыс. рублей за тонну). Как отмечает издание «Коммерсант», в ноябре цены на эти марки снижались, а пик цен был пройден летом. Рынок стал постепенно стабилизироваться после того, как увеличилось производство топлива. По данным Росстата, рост цен на топливо в 2020 году составил лишь 2,6%. Это даже меньше инфляции прошлого года, учитывая, что она составила 4,9%. Рост оптовых цен на топливо можно объяснить снижением спроса на внутреннем рынке.
Чтобы снизить зависимость цен внутри страны от экспортной альтернативы, был введен демпферный механизм стабилизации. «Когда цены на нефть высокие, тогда демпфер платится из бюджета, а когда цены, наоборот, ниже, как сегодня это происходит, компания доплачивает в бюджет. Уровень, когда это нулевой баланс – примерно 50-55 долларов за баррель», - объяснил принцип работы демпфера вице-премьер Александр Новак.
Неутешительный прогноз по росту цен на топливо сделали в Независимом топливном союзе. Аналитики НТС считают, что после новогодних праздников произойдет рост цен на бензин и дизельное топливо. Рост можно связать с плановым повышением акцизов на 4%. Это произошло 1 января.
«Акцизы на бензин класса ниже «Евро-5» выросли до 13 624 рублей за тонну, для «Евро-5» — до 13 262 руб/т, для дизтоплива — до 9188 руб/т, для моторных масел — до 5841 руб/т. Также с 1 января 2021 года увеличиваются параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Базовые цены внутреннего рынка, или так называемые "индикативные цены" повышаются на 5%: для бензина - до 56300 руб./т, для дизтоплива - до 50700 руб./т. Поэтому вице-премьер Антон Новак уверенно заявляет, что хотя цены на бензин и дизельное топливо вырастут, но не выше текущего уровня инфляции. Поэтому рост биржевых цен во второй половине декабря на бирже СПбМТСБ на Аи-92 более чем на 8%, Аи-95 - более чем на 7% вследствие возросшей экспортной альтернативы из-за увеличения стоимости нефти на зарубежных рынках, а также возросшего спроса со стороны независимых АЗС на топливо (которым они традиционно запасаются по более низким ценам перед грядущим повышением) по мнению высокопоставленного чиновника будет сглажен в течение последующих нескольких месяцев. По прогнозу Банка России, инфляция в 2021 году ожидается на уровне 3,5-4%», - говорят в НТС.
По мнению Независимого топливного союза, регулярная конструкция, выстроенная для стабилизации цен, «убила рыночные способы ценообразования», зажав производителей и продавцов топлива в «регулярные тиски». В НТС отметили, что если глянуть на финансовую отчетность нефтяных компаний за 2020 год, то в основном она отрицательная. «Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компания в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх».
В НТС считают, что в 2020 году при нормальном рыночном ценообразовании наблюдалось бы падение розницы на 2-3 рубля. Только вот соглашение между правительством и нефтяниками ограничило рост цены топлива уровнем инфляции. Именно поэтому изменение цен определяется не только экономическими факторами, но и договоренностью между властью и нефтяным сектором.
«Поэтому можно легко спрогнозировать, что к концу 2021 года психологический барьер в 50 рублей за литр будет пройден по стоимости дизельного топлива по всей стране (сегодня стоимость дизельного топлива по состоянию на 28 декабря 2020 года по данным Росстата достигла 50,15 рублей за литр в Северо-Западном Федеральном округе, 50 рублей за литр - в Сибирском Федеральном округе, 53,25 рублей за литр - в Дальневосточном Федеральном округе), а в начале 2022 года по стоимости бензина марки АИ-95. Осенью 2022 года планка 50 рублей за литр будет пройдена и по стоимости АИ-92», - рассказали в Независимом топливном союзе.
Напомним, что Независимый топливный союз просил у правительства не сдерживать цены на бензин ещё весной прошлого года.
Рост цен на бензин в 2021 году прогнозировался и ранее. Мы об этом писали.
Ранее мы сообщали, что правительство увеличило субсидии для перевода транспорта на метан.
Комментариев пока нет! Будь первым!