Машина, способная затрясти поджилки в самых труднодоступных местах
«Волк в овечьей шкуре» - так, одной фразой, можно определить ВАЗ-21123 Артёма. С виду рядовой автолюбитель может и не увидеть ничего необычного в машине, да даже если и присмотрится, то вряд ли изменения, которые можно заметить снаружи, натолкнут его на мысль, что в этой машине что-то не то. Вернее, не что-то, а всё не то, кроме кузова.
Пятнадцатая широкая резина - полуслики, дисковые тормоза - Brembo. Да, сзади тоже диски, вентилируемые, но на 14. Колхоз? Нет! Тут доработки даже не дань моде, а необходимость, ведь машину надо останавливать и останавливать быстро, иначе пиши - пропало. Подвеска? Здесь тоже мало что осталось родное с конвейера. Стойки «Демфи» -70, полиуретановые рычаги… В общем, руки приложены везде, где только можно. А о двигателе стоит поговорить отдельно, но чуть позднее.
Пока садимся в машину и отправляемся по дороге на новый мост. На ухабах чувствуется жесткость подвески и её напряжение, Кузов играет на кочках, как монолитный вместе с колесами, слегка сглаживая колебания на пике неровностей. «И как на повседневной езде, не тяжело?», - спрашиваю. «Нет, - говорит – привыкается ко всему». На такой жесткости в кузов отдаются все мельчайшие огрехи дорожного полотна, но я это замечал ровно до тех пор, пока мы не выехали на прямую дорогу…
Плавно, неспеша, объезжая камни и ямы, крадемся по дворам и поселковым тропам. Я оглядываю салон. Водительское место – ковш. Пассажирского спереди нет – временно отсутствует в силу обстоятельств, в прочем, как и крышка капота. Приборную панель и центральную консоль дополняют приборы: температура масла, тахометр, барометр… В общем, всё нужное и информативное. Зачем нужен дополнительный тахометр я понял, когда стрелка штатного упёрлась в красной зоне в 7,5 тысяч оборотов и переставала подавать признаки жизни. В остальном салон как салон. Оклеен шумоизоляцией, и издаёт только мелкие поскрипывания торпедо, когда машина пытается плавно обыграть серьезные неровности на дороге. Всё-таки заводской жесткости кузова на таких доработках мне кажется маловато.
Стоило выехать на прямую, как под будоражащий сознание свист турбины Lada рвёт с пробуксовкой вперед, а меня вжимает в задний диван. 1, 2, 3, 4 и стрелка спидометра уже около 180 километров в час. При этом чувствуется, что запаса хода и разгона хватит еще километров на 50 в час точно.
Выхлоп, выведенный в переднем бампере, увесисто рычит, словно кавказская овчарка на человека, шастающего вдоль охраняемого забора. Даже не могу себе представить, что испытывает водитель «Солярки» или «Сида» когда в зад ему упирается такой монстр, жаждущий бензина и резины. Да, на чем тут не сэкономить, так это на бензине, резине и тормозах. В спокойном городском режиме езды ВАЗовская полторашка с аппетитом поглощает около 12 литров. На прямой в 402 метра мгновенный расход переваливает за сотню. Любишь кататься, люби и топлива залить.
А ведь с виду и не скажешь, что это ВАЗ способен разменять сотню за 6 секунд. Конечно, дьявол кроется в деталях, но пока мы летели по новому мосту, до этих деталей мне, честно говоря, не было дела. Я искал, за что бы ухватиться, чтобы чувствовать себя немного уверенней. Одно дело, когда ты сам за рулём и владеешь ситуацией, другое – когда сидишь в пассажирском кресле, беспомощный и ошеломленный от таких перегрузок. «Тут еще перепрошить мозги надо. Их настроили, а оказалось, что на турбине прокладку продуло и теперь надо снова залазить, чтобы настройки оптимальные поставить. Тогда лучше поедет.»
Лучше? 0_о
Я по-прежнему вжимаюсь в кресло и отлипаю от спинки только когда на столбах виднеются рыжие коробульки или по левому ряду начинает плестись какой-нибудь дачник,представляющий, какой урожай помидор будет в этом году. Первая остановка для пары фотографий и возможность перевести дух. Захватывает. Даже будучи пассажиром в такой машине, эндорфин можно черпать вёдрами. Что происходит в мозгу водителя я могу лишь догадываться, хотя мимика на лице не выдаёт ничего, кроме концентрации внимания на дороге. Что же мы стоим? Едем!
Когда мотор работает на низких оборотах и машина едет в разрешенных скоростных диапазонах, у меня, как несведущего в делах моторных, возникло ощущение, что двигателю тяжко. Время от времени из глушителя раздаются хлопки, возвращающие пешеходов из забытия рутинной тропы с работы до дома – продувка цилиндров штука не совсем приятная, но необходимая. Улитка TD05 20G позволяет мотору ехать спокойно на низких и средних оборотах. Подхват начинается в районе 5,5 тысяч оборотов. Такая настройка не провоцирует на гонки по городу и даёт шанс машине на титул повседневной. Другими словами, хочешь – едь спокойно, хочешь – топни и уйди первым со светофора, и со второго и с третьего… не останавливаясь.
«Я начинал с «Гаррета» 17. Не долго на нем ездил. Машина начинает подхватывать на 2,2 тысячах, что при повседневной езде не удобно. Потом поставил эту турбину и вот езжу уже 2 сезона» - делится Артём, перекладывая машину на змейке на Павла Корчагина.
Прямая. И снова свист предвещающий бешенное ускорение и рывки, сопровождаемые хлопками при переключении. Если бы какой-нибудь кореец, японец или немец так дергался при переключении, я не был бы доволен, но такое поведение непосредственно на этом ВАЗе только добавляет куража и подстрекает.
Из окна автобуса заряженный ВАЗ выглядит как бесполезное вливание денег, ведь для того, чтобы собрать маломальски добротную машину, необходимо около 140 тысяч рублей. И это без учета стоимости самой машины. Но так ли важны деньги, когда от плода собственных трудов получаешь несравнимое ни с чем удовольствие?
«Не описать словами, когда садишься за руль машины, которую сам построил и понимаешь, что она едет и едет очень неплохо».
А ведь и правда, «валящий таз» обращает на себя внимание не только в потоке, но и… везде. Остановились на парковке в Коминтерне сделать пару снимков, как тут же набежали мальчишки дворовые с велосипедами: «Дядь, а это у тебя корч, да? А до отсечки покрути? А с места со шлифом уехать можешь?»
Проезжающие мимо машины, другие автомобилисты в потоке невольно задерживают внимание на ярко-синем ВАЗе подсвистывающем перед ускорением.
Любой продвинутый любитель разогнать мотор скажет, что начинать надо с ВАЗа, а уже потом, когда соки из 16-ти клапанника выжаты можно переходить на что-то еще более интересное. В Кирове заниматься автомобильным тюннингом совсем не просто, да и удовольствие это не из дешевых. Непосредственно на этом ВАЗе от мотора родным остался только блок. «Голова» доработана в том числе путём проточки и шлифовки каналов, распредвалы поменяны. Поршни и шатуны перекочевали из «Нивы» с некоторыми доработками, коробка передач обрела другую главную пару и винтовую блокировку. Что-что, а коробка у ВАЗа одноразовая. Хоть и стоит она не баснословных денег, но это отдельная строка бюджета.
«Мне сейчас чтобы снять, перебрать и поставить на место коробку надо часа 2-2,5. Руку уже набил, можно сказать, собаку съел», - смеется Артём.
Строить и содержать «турбо таз» не просто и не дешево. Но такая машина как минимум задерживает на себе не обвиняющие взгляды, а живой интерес и прохожих и других водителей. К машине надо привыкать и знать её досконально, но если человек сам строит её под себя, то проблем со знанием и привычкой не будет. Надо только еще одну графу в бюджет добавить «трата на штрафы». 312 сил всё-таки…