Для того, чтобы это понять, достаточно взглянуть на генплан Кирова

С приходом Игоря Васильева в регион начали подниматься на поверхность вопросы, требующие решения. В частности не так давно произошла беседа между ним и Альбертом Запольских по поводу развития дорожной сети Кирова и области, на которой и.о. министр транспорта Кировской области отметил «... я точно знаю, что есть в Кирове проект под общим название «Южные ворота» города, который предполагает продолжить строительство улицы Попова мимо Чистых Прудов с выходом на микрорайон Радужный. Наверно, этот проект более реализуем и важен для Кирова, чем тот же Западный обход, который требует больших денег. »

Может быть и «более реализуем», но вот с важностью проекта можно поспорить, хотя бы с точки зрения рядового гражданина, а не эксперта дорожной отрасли, которых у нас и так «в каждом дворе».

Проект «Южные ворота» представляет собой строительство дороги, дублирующей улицу Ленина, начиная от путепровода в Чистые пруды. То есть это продолжение улицы Ивана Попова вплоть до микрорайона Радужный. По крайней мере из сообщения пресс-службы МО «Город Киров» следует такой вывод.

Пресс-служба МО «Город Киров»:

- Генеральным планом города Кирова предусмотрено строительство магистрали общегородского значения - улицы меридионального направления (дублер улицы Ленина), которая должна соединить центральный планировочный район города, в том числе Привокзальные территории с его южными территориями (жилой район Чистые Пруды, Нововятский район), а также с автодорогой «Южный обход города Кирова». Строительство путепровода в продолжении улицы Ивана Попова – это первый этап реализации данного решения документа территориального планирования.

То есть власть считает, что городу Кирову нужен дублер 2 улиц. Улица Ленина сейчас дублируется Южным обходом города Кирова, который, нельзя сказать, что сильно загружен.

Что улица Ленина на участке от поворота на Радужный, что Южный обход не испытывают проблем с пропускаемостью, проблемы возникают на непосредственном въезде в Киров: Советский тракт, улица Производственная, Потребкооперации, Лесная, Комсомольская, Ленина, начиная от перекрестка с Тимирязева. Автомобилистами в основе своей игнорируются улицы Ивана Попова и Пугачева из-за чрезвычайно плохого асфальта и низкой пропускной способности, вытекающей из-за этого. Комсомольская тоже не прельщает своим состоянием, но является более загруженной, по сравнению с соседними.

Согласно генеральному плану, дублер Ленина будет выводить поток машин всё на те же Попова, Комсомольскую, Производственную и, внимание, под мосты. Перед путепроводом будет кольцевая развязка, собирающая в себе въезды с Советского тракта, с улицы Мельничной и, собственно, дублёра Ленина, который будет соединен с основной «материнской» улицей.

Может быть, за счет расширения Попова на участке от Комсомольской до Щорса поток транспорта удастся увеличить, но расширять на перекрестке с Щорса улицу некуда. С одной стороны больница, с другой пятиэтажка. В итоге мы получаем бутылочное горлышко здесь, бутылочное горлышко на Ленина и на Мельничной.

С другой стороны, можно предположить, что дублёр Ленина будет строиться не для того, чтобы разгрузить уже существующие улицы, а для того, что бы не загружать их при строительстве нового жилья. Вдоль предполагаемой магистрали в планах возвести 1 миллион квадратного метра жилья.

Пресс-служба МО «Город Киров»:

- Примыкающие к дороге территории в соответствии с генеральным планом города Кирова должны использоваться для много и малоэтажного жилищного строительства с сопутствующими объектами социального и бытового назначения с перспективой застройки около 1 млн.кв.м. жилья. На территории также имеется возможность развития рекреационных зон.

1 миллион квадратных метров жилья! Для сравнения, в микрорайоне Чистые пруды, одном из наиболее развитом по площади микрорайоне, по данным «Кировспецмонтаж» с начала строительства возведено 316 тысяч 163,4 квадратных метров жилья, что составляет 7 168 квартир. Как сообщало правительство Кировской области в 2013 году, в планах развить Чистые пруды до 733 тысяч квадратных метров жилья, а микрорайон «Урванцево» до 608 тысяч квадратов.

Таким образом, без строительства дублера реализация плана администрации по застройке южного направления Кирова невозможна. Да и обойдётся ли такой объём недвижимости одной улицей, упирающейся в Щорса? Так может быть строительство улицы и выгодно, но не для населения, а для городской администрации, желающей уже несколько лет получить федеральную землю под застройку.

Пресс-служба МО «Город Киров»:

- Несмотря на неоднократные обращения в уполномоченные органы о передаче земельных участков, которые более 10 лет не имеют пользователей и никем не используются, из федеральной  в муниципальную собственность, к настоящему времени передано 2 участка, что составляет   менее 10% от общей площади планируемой дороги.

Что же с Западным обходом? Здесь ничего не двигается с мертвой точки уже как минимум 4 года, хотя его строительство должно было возобновиться в 2015 году за счет корректировки проекта и средств регионального бюджета. Но воз и ныне там. На бумаге всё готово, на практике с конца 90х годов стоит уже часть пары путепроводов и отрезок асфальтового полотна, протяженностью 1,5-2 километра.

Но вернемся к словам Запольских о важности проектов для города. С северной стороны въездов в Киров два: через Новый мост по улице Луганской, и через Коминтерн и старый мост. При этом второй вариант для транзитного транспорта не совсем подходящий, поскольку выходит на центральные оживленные улицы Кирова. В связи с этим весь поток транзитного грузового транспорта идет по улице Луганской, Ломоносова, Производственной. Если с последними двумя проблем практически не возникает, за исключением регулярных пробок и оставленных на обочинах фур на Производственной, то с улицей Луганской всё не так радужно.

Перекресток улиц Луганской и Дзержинского, а так же комплексный ремонт самой Луганской проходил в 2011 году с применением щебеночно-мастичного асфальтобетона, рассчитанного на сильные воздействия и большой трафик. Что мы сейчас, спустя 5 лет, можем наблюдать на Луганской в районе перекрестка с Дзержинского? Гребни, колеи, продавленные большегрузами.

В ближайшие пару лет поток грузового транспорта по Луганской может только возрасти. Это связано со строительством крупных федеральных объектов — гипермаркета «Леруа Мерлен» на Луганской и распределительного центра «Магнит» в Юрьянском районе. Можно предположить что большегрузы «Магнит» будут ездить в распредцентр через Котельнич, но какова вероятность такого течения событий? Не хлынут ли большегрузы по уже привычному маршруту через Киров?

Более того, западный обход позволил бы отвести поток транзитного транспорта не только с Советского тракта, но и с Казанского откуда уже в 2017 году могут начать активное движение по Кирову грузовики X5 Retail Group. Как стало известно в августе текущего года, в Кирово-Чепецком районе планируется построить распределительный центр «Пятёрочка».

Если проект Западного обхода города есть, и к его реализации можно приступить в любой момент, только бы деньги поступили, то проекта «Южных ворот» еще нет даже на бумаге. если учесть, что Западный обход разбит на несколько очередей строительства, то и средства, необходимые на строительство, можно просить не в полном объеме, а частами.