У этого агрегата есть множество плюсов, упрощающих езду, но также есть и минусы. В этой статье мы обсудим все факты «робота»

Пугает ли вас слово «робот» в сочетании со словом автомобиль? Вероятно, что да, ибо это не такой популярный агрегат, как например «механика» или традиционный гидротрансформатор, он же «автомат». В целом, на современные автомобили устанавливается три типа автоматических коробок передач: гидротрансформатор, робот и вариатор. Про вариатор мы говорили не так давно, выявили его плюсы и минусы. Традиционному гидротрансформатору доверяют, ведь он проверен временем.

Отметим, что впервые подобная КПП появилась в 1957 году. Только это не совсем тот вариант, что устанавливается на автомобилях сейчас. Коробка только выжимала сцепление, передачи приходилось переключать вручную. Это, конечно, удобнее, чем «работа левой ногой». Далее, в 1980-х годах инженеры Porsche установили в гоночный автомобиль первую РКПП с двумя сцеплениями. Она была ненадежна и недоработана. В 2003 году ребята из гиганта автомобилестроения Volkswagen начали устанавливать ныне известные РКПП под названием DSG - робот с двумя сцеплениями, если хотите - мехатроник.

Известные представители РКПП: DSG; PowerShift.

Принцип работы

Кто знаком с устройством и принципом работы МКПП - можно пропустить. По сути, роботизированная коробка - это та же «механика». Принцип работы тот же: есть первичный вал, есть вторичный. На первичный (ведущий) поступает  крутящий момент двигателя через сцепление. Со вторичного (ведомого) передается крутящий момент на колеса. На обоих валах установлены шестерни, они попарно зацеплены. Разница в том, что на первичном шестерня установлена жестко, на вторичном они в свободном вращении. На «нейтралке» крутящего момента на колеса не поступает.

Перед включением передачи водитель выжимает сцепление, отсоединяя первичный вал от вторичного. Далее рычагом коробки он перемещает синхронизаторы с помощью системы тяг. Муфта синхронизатора блокирует вторичную шестерню выбранной передачи. После включения сцепления крутящий момент передается на вторичный вал, а далее - и на колеса.

Так вот, по сути, та же «механика». К ней подсоединены два привода - актуаторы (ими управляет электронный блок).  Один из них отвечает за сцепление, а другой за переключение передач - автоматика. Приводы всей этой системы есть электрические, либо гидравлические, то есть работающие за счет масла. У такой коробки есть и ручной режим, но главная фишка - это автоматика: от компьютера поступает команда по смене передачи. Компьютер учитывает настоящую скорость, обороты двигателя и данные со вспомогательных систем.

Так вот, почему же «робот» - это хорошо?

Еще раз отметим, что существуют два типа «робота» - однодисковые и двухдисковые. У каждого из них есть свои особенности.

Двухдисковые, главные достоинства:

  • При переключении нет рывков, то есть водитель, грубо говоря, не замечает самого момента переключения.
  • Быстрее, чем традиционный гидротрансформатор.
  • Высокая экономия топлива, так как это та же механика.
  • Не откатывается при трогании. Когда вы отпускаете педаль тормоза (при включенном режиме D), машина начинает потихоньку ехать.
  • Возможность двигаться накатом.

Минусы:

  • Малый ресурс работы. Встречаются случаи, когда коробки хватает на 50 000 - 70 000 км.
  • К этому добавим стоимость ремонта и обслуживания. В некоторых случаях, ремонтировать такую коробку просто не логично, приходится покупать весь агрегат. Также далеко не в каждом городе есть умелые специалисты, которые возьмутся за ремонт РКПП.

Однодисковые, главные достоинства:

  • Автомобиль стоит дешевле.
  • Можно ездить накатом.
  • Расход ниже, чем на вариаторе или чем на трансформаторе.

Минусы:

  • Очень «задумчивая» коробка, заметные рывки при переключении передач. Бывают случаи, когда вы едете на высокой передаче, резко тормозите, а передача остается прежней;
  • При отпускании педали тормоза (при включенном режиме D), машина начинает откатываться
  • Очень чувствительны к морозам. Нужно её прогревать, чтобы включить передачу.
  • Ремонт стоит дешевле, но и производить его нужно чаще, но не самого агрегата. Как правило, первыми под ремонт попадают: сцепление, выжимной подшипник, маховик, корзина. Оригинальные запчасти очень дорогие.

Такие дела, уважаемые читатели. Не все еще готовы к переходу на автомобили с такими агрегатами. Да и стоимость обслуживания пока дорогая, подходит не всем. Со временем, РКПП станет доступнее, а инженеры доведут этот агрегат до ума. В любом случае, «робот» - это развитие, а развитие - это хорошо. Идем в верном направлении.

Ранее мы рассказывали о вариаторе. Его плюсах и минусах.  

Тест-драйв автомобиля Lada Xray Cross на вариаторе можно прочитать и посмотреть здесь.