Улично-дорожная сеть города Кирова уже давно устарела, ибо количество автотранспорта непрерывно растет. Именно из-за этого фактора собираются большие пробки. Представлен Генплан, в котором расписаны все изменения УДС к 2040 году. Мы же выделили для вас самые основные детали

Если вы живёте в Кирове, то наверняка задавались вопросом: «Откуда в этом сравнительно небольшом городе такие большие пробки?» Как показывает практика, всё дело в устаревшей транспортной системе. Экс-глава администрации города Илья Шульгин постоянно равнялся на Казань, ибо сам с тех краёв. Казань — большой город, но без больших пробок. Дело в том, что там очень широкие дороги, много транспортных развязок и объездных дорог. Кроме того, качество дорожного полотна там заметно выше. Ну, это даже видно невооруженным взглядом. Когда на автомобиле едешь из Кирова в Казань — разница ощущается. 

На общественный транспорт всех не пересадишь. По данным Кировстата от 2018 года, в Кирове зарегистрировано 358 тыс. легковых автомобилей, 52,5 тыс грузовых и 3,7 тыс. автобусов. А дорог больше не становится...Начнем с малого. По данным от 2018 года, общая протяженность улично-дорожной сети Кирова составляет 1 069 километров. Протяженность улиц с твердым покрытием — 628,2 км, что составляет 59% от общего количества. В Кирове 84 магистральных улиц общей протяженностью в 140,5 километров. В их числе — 66,8 км магистральных улиц общегородского назначения, 73,7 км магистральных улиц районного значения. Магистральные улицы имеют от 2 до 4 полос для движения автотранспорта (ширина от 7,5 м до 14 м). 

Можно заметить, что пробки с каждым годом увеличиваются, абсолютно во всех районах Кирова. УДС устаревшая. Необходимо увеличить пропускную способность. Что для этого нужно? 

    • Разноуровневые пересечения улиц;

    • Строительство надземных/подземных переходов;

    • Улучшение дорожного покрытия;

    • Расширение дорог;

    • Создание обходных дорог для грузового транспорта из других регионов;

    • Строительство новых дорог.

Здесь мы решили взять мнение нашего читателя. Таксист Василий Коробейников рассказал, чего по его мнению не хватает в УДС Кирова:

-Ливневой системы нет, без неё в сезон дождей и зимой плохо. Я бы ещё подумал над полукольцом, который идёт от Филейки до мкр Солнечный берег с нормальным скоростным режимом в 70-90 км/час. Кроме того, на этом полукольце необходимы развязки и съезды. Чем   больше путей обхода с городских районов — тем меньше пробок. Чистые пруды и путепровод уже это показали.

Проект Генерального плана предусматривает освоение восточных территорий Кирова. Для этого будет построен дополнительный мост через реку Вятка. Аэродром «Порошино» будет перенесен, а на его месте возведут новый жилой микрорайон. Порошинский аэродром разместят в 25 км от Кирова. Об этом мы подробно рассказывали в первой части. Кроме того, предлагается строительство полукольцевых западных и восточных обходов города. Заречную часть города планируется соединить с помощью ещё одного моста через Вятку, он будет идти от улицы Азина. А теперь поговорим про всё по порядку. 

Какие изменения ждут улично-дорожную сеть города Кирова? 

Более 37 километров магистральных улиц общегородского значения. Выписали самое важное. 

  •  Улица Ульяновская к 2040 году соединит Луганскую с Южным обходом. Кроме того, она станет полноценным «дублёром» проспекта Строителей. К 2025 году её продлят до Луганской — это ещё плюс 1,4 км дороги. К 2025 году будет построен участок до улицы Московской протяженностью в 600 метров. Помимо этого, в 2025 году будет построен участок Ульяновской от Воровского до Риммы Юровской общей протяженностью в 1,1 километр. До 2040 года появится участок Ульяновской между Московской и Воровского (400 метров). В этом же временном промежутке в продолжение Ульяновской появится новая дорога. Она соединится с Южным обходом Кирова (3,5 километров) с помощью одноуровневой транспортной развязке в районе обхода;

  • В 2025 году улица Производственная будет продлена до Вахрино (от кругового перекрестка в районе Курочкино до развязки в Вахрино, протяженность — 1,6 километров);
  • В 2025 году планируется соединить улицу Милицейскую с круговым перекрестком улицы Проезжей. Для этого будет возведен мост. Общая протяженность объекта составит 5,6 километров;

  • В 2025 году в продолжение Октябрьского проспекта появится дорога (от Мельничной до Чистых прудов — 2 километра);
  • До 2040 года появится трасса, соединяющая Южный обход с обходом Радужного. Протяженность — 4,3 км;
  • В Генплане четко видно очертание будущего дублёра улицы Ленина, который идёт в продолжение улицы Попова, как ранее и сообщалось. Дублёр будет выходить в районе многоуровневой развязки в районе пересечения обхода Радужного. Ранее экс-глава администрации города  Илья Шульгин сообщал, что этот дублёр будет построен к 2024 году;

  • Примерно к 2025 году будет построено недостающее звено улицы Солнечной между Производственной и Воровского. 

Множество дорожных объектов будут реконструированы (практически все реконструируют к 2025 году, кроме нескольких). Общегородского значения: 

  • В период с 2026 по 2040 реконструируют улицу Луганскую (от Производственной до Октябрьского проспекта — 2,2 км);
  • Ожидается реконструкция Октябрьского проспекта (от Дзержинского до Карла Маркса и от Карла Маркса до Комсомольской — 6,2 км в сумме);
  • Ожидается реконструкция пути, где в данный момент проходит большинство транзитного грузового транспорта:  Дзержинского — Луганская  — Производственная — Южный обход — Советский тракт (5,2 км);
  • Планируется реконструкция улицы Московской (от проспекта Строителей до Октябрьского проспекта, протяженность — 3,9 км);
  • Ожидается реконструкция улицы Попова протяженностью в 1,7 км; 
  • Планируется реконструировать 4-километровый участок улицы Щорса (от таблички «Киров» до Производственной);
  • Слободской тракт (от Красной звезды до Проезжей, протяженность — 2,7 километров);
  • 1,5-километровый участок Профсоюзной улицы (от моста до Октябрьского проспекта); 
  • Почти километровый участок улицы Мельничной;
  • Реконструкция улицы Московской в районе Садаковского (2,8 километров);
  • Старый Московский тракт — 1,4 километров; 
  • Километровый участок Ульяновской (участок до улицы Щорса);
  • К 2040 году улицу Азина ожидает реконструкция — участок в 700 метров до улицы Ленина;
  • К 2040 году реконструируют почти километр улицы Комсомольской (от Азина до Октябрьского проспекта);
  • Реконструируют и обход Радужного — расстояние — 4,4 километров;

В Генплане говорится, что «улично-дорожный каркас города в виде магистральных улиц общегородского значения увеличится по протяженности на 37,6 километров». 

Магистральные дороги районного значения: 

  • К 2040 году будет построена дорога в продолжение улицы Заводской. Она соединиться с трассой Р-176 «Вятка»; Протяженность — 4,3 километров;

  • К 2040 году улицу Ленина продлят до Заводской (продлят на 900 метров);

  • К 2040 году появится дорога от Луганской, идущая через ТЭЦ-4. Она соединится с  дорогой, соединяющей Луганскую и Западный обход; 
  • К 2025 году улицу Воровского продлят до Ульяновской; 
  • К 2040 году Воровского и Московскую соединит новый участок дороги (по обе стороны дорога начинается после путепроводов);

  • К 2025 году улицу Энтузиастов планируют продлить до Победиловского тракта (3,1 км);

Часть магистральных дорог районного значения будет реконструирована: 

  • Улица Воровского — от Ленина до Октябрьского проспекта (к 2025 году);
  • Улицу Лепсе (к 2025 году);
  • Улицу Ленина — от Профсоюзной до Хлыновской (к 2025 году);
  • К 2040 году планируется реконструировать улицу Воровского — от Октябрьского проспекта до Строителей;
  • Улица Ленина планируют реконструировать к 2025 году — от Горбачева до Хлыновской, от Тимирязева до 65-летия Победы, от Хлыновской до Тимирязева;
  • К 2025 году планируется реконструкция Сормовской;

По итогу, улично-дорожный каркас города, состоящий из магистральных улиц районного значения увеличится на 109,5 километров. 

Улицы местного значения

Строительство:

  • К 2025 году улицу Воровского планируют продлить от Ульяновской до посёлка Садаковский; 
  • К 2025 году улица Горького будет продлена до Искожевского переулка. Она пойдет параллельно Октябрьскому проспекту;
  • К 2025 году наконец-таки построят дорогу по Студенческому проспекту (от Воровского до Московской);
  • К 2025 году планируется построить дорогу на Пристанской;
  • Улицу Некрасова к 2025 году продлят до улицы Производственной;
  • К 2025 году в Вересниках появится дорога к легкоатлетическому комплексу (от Милицейской до Ключевой); 
  • К 2025 году улицу Сурикова продлят до Комсомольской; 
  • К 2025 году появится несколько дорог в мкр Новое Сергеево;
  • К 2025 году появится новая дорога, соединяющая Ульяновскую и мкр Европейские улочки; 

Искусственные сооружения

В первую очередь стоит вспомнить путепровод в Чистые пруды, строительство которого затянулось на несколько лет. Именно в этом случае можно сказать: «Лучше поздно, чем никогда». Этот путепровод соединил ещё одну часть города с мкр Чистые пруды. Путепровод всегда свободен, так как он достаточно широк, есть несколько съездов и пока ещё качественное дорожное покрытие. 

  • К 2025 году планируется строительство путепровода через железнодорожный переезд в Нововятском районе. Судя по карте Генплана, это Горбатый переезд, который собирает огромные пробки. О его строительстве говорят очень давно, но дальше разговоров пока не заходило;

  • Как мы ранее и говорили, дорогу по улице Некрасова продлят до Производственной, а через ж/д переезд возведут путепровод.

Саморегулируемые пересечения. Вот здесь будет много интересного 

  • К 2025 году будет установлен полноценный круговой перекресток улиц Проезжей и Павла Корчагина. Напомним, что сейчас там обустроен временный круговой перекресток;
  • До 2040 года планируется реконструкция перекрестка улиц Попова, Воровского и Мелькомбинатовского проезда;
  • К 2025 году ожидается организация кругового движения на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Дзержинского;
  • К 2040 году на перекрестке улиц Солнечной и Московской будет построен перекресток с круговым движением;
  • Одноуровневая развязка на пересечении Московской и Воровского. Вероятнее всего, речь идёт о продолжении улицы Воровского. Согласно Генплану, это произойдет к 2025 году;
  • Одноуровневую развязку планируется построить до 2040 года на пересечении улиц Романа Ердякова и Лепсе;
  • На пересечении Октябрьского проспекта и Комсомольской улицы к 2040 году будет организовано круговое движение;

Грузовой автотранспорт

Грузовики с лёгкостью могут создать пробку. Особенно зимой, если учесть качество содержания дорог в зимний период: всё скользит, везде снег. Программа «Умная уборка» показала, что кировская УДС обслуживается на очень малый процент. Кроме того, дороги, по которым чаще всего  ходит транзитный транспорт, быстрее приходят в ненормативное состояние. Масштабнейший проект для Кирова — Западный обход. Строительство планируется еще с 1990-х годов, но по итогу оно заморожено - денег нет. Неподалеку от Ганино стоят два элемента путепровода через ж/д пути, а больше ничего и нет. Согласно Генплану, строительство Западного обхода всё же произойдет, но точной информации по объекту пока нет. Западный обход начнется от одноуровневой развязки на пересечении с трассой «Вятка», неподалеку от Ганино. Эту часть города он соединит с Южным обходом. Кировские дороги освободятся от транзитного грузового транспорта, а водители смогут быстрее попасть из западной части города в южную. Судя по последнему проекту, это будет четырехполосная дорога с множеством съездов и путепроводов. 

Обход будет идти параллельно улице Луганской, а затем пойдет в пересечение Московской перед Оверинцами. Далее он будет идти параллельно улице Упита и соединится с Южным обходом. Между прочим, попасть на Западный обход можно будет и с улицы Заводской. Ранее мы уже отмечали, что Заводскую продлят до трассы «Вятка». На этом участке будет организована развязка, от которой пойдет полукольцевая дорога  через деревню Большая гора до Западного обхода. 

-Учитывая то обстоятельство, что два транспортно-логистических центра и «сухой порт» расположены с автомобильной дорогой Западный обход и Южный обход города Кирова, движение транзитного грузового автотранспорта, вне зависимости от грузоподъемности, через город прекращается», - говорится в Генплане. 

Экс-редактор портала Auto43.ru Алексей Филиппов считает, что это  необходимый для Кирова дорожный объект:

-Западный обход Кирова был бы сейчас весьма кстати, чего не скажешь про дублёр улицы Ленина или третий мост через Вятку. Дело в том, что он позволит разгрузить одни из самых нагруженных транзитным и тяжеловесным транспортом улицы Производственную и Луганскую. Собственно, для этого он и начинал строиться в нулевые. Киров расположен на пограничной части Северных регионов страны и центральной его части, соответственно, через город проходит весь автомобильный транзит на Коми, Архангельск, часть на Пермь и Урал. Что говорить, если федеральная трасса "Вятка" проходит через Киров. И логично было бы её не разрывать нашим городом, а пустить вкруг, что и предусматривал изначальный проект. Сейчас же правительство нам всё активнее говорит про создание городской агломерации в составе Кирова Слободского и Кирово-Чепецка и связи её новой дорогой (объездной). Ну хорошо, поток с Перми в объезд старого моста пустят на Южный обход, но он упрётся в Производственную. К слову с Перми и на Пермь машины идут по Подгорена - Шихово и не суются в центр города. А если власти намерены разгрузить кировские дороги, то в первую очередь разгрузить их следует от транзитного транспорта. Кстати, Западный обход будет еще актуальнее, когда достроят дорогу Альмеж-Опарино. 

В любом случае, проект Западного обхода будут вновь переделывать, так как он устарел. На разработку проектной документации тратятся большие деньги. Сам же западный обход обойдется в миллиарды рублей. По последним данным, это было примерно 16 млрд. По настоящей транспортной инфраструктуре прежний проект уже неактуален. Так считает зампред Правительства Кировской области Александр Чурин:

-Его строительство рассматривается. Но он пойдет не там, где намечался. Текущий проект, составленный в конце 1980-х, устарел и не соответствует нынешнему городу. Мы планируем проводить обход немного дальше. Стоит помнить, что Западный обход должен плавно перетекать в Восточный. 

Восточный обход — ещё один интересный проект, который позволит соединить Кирово-Чепецк со Слободским. Это будет 22-х километровая трасса стоимостью в 4,4 млрд рублей. 

Напоминаем вам, что всё вышеперечисленное — это проект Генплана. Будет ли всё реализовано на самом деле — никто не знает. Будем надеяться

Фото: Владислав Самошкин.