Кировчанам всегда было интересно, почему начальников муниципальных организаций привлекают из других регионов. Мы поговорим про такую организацию, как Управление дорожной и парковой инфраструктуры, ранее она именовалась Дирекцией дорожного хозяйства. Три последних начальника продержались на этой должности примерно год

Интересные вещи происходят в Кирове, особенно с его дорогами. Они быстро приходят в ненормативное состояние, на некоторых перекрестках, будто бы они проклятые, регулярно происходят аварии. Городок небольшой — пробки возникают постоянно. А ещё и люди пропадать начали. Давно уже. Вроде бы медийная огласка, касающаяся этих людей, широка, но всё же. Значения особого этому никто не придаёт. Люди эти связаны с очень большими по кировским меркам деньгами. «Главные дорожники» - Андрей Менькин, Альберт Гутнов, Евгений Лунёв. Все эти люди возглавляли Управление дорожной и парковой инфраструктуры (ранее — Дирекция дорожного хозяйства). Они распределяли миллиардные бюджеты, они занимались организацией и обустройством улично-дорожной сети (далее - УДС). За содержание УДС отвечали также они. Все они не из Кирова, все они проработали на этой должности примерно год.

Досье: кто есть кто?

Менькин Андрей Юрьевич. Родился 22 июля 1969 года в городе Реж Свердловской области. Окончил Институт гидроэнергетического строительства при МГСУ. По словам самого Менькина, это его третье  образование. В 20 лет работал директором по строительству в компании «Свердхимлес». Вся трудовая деятельность (1988 — 2016 годы) была связана со строительством. Также у Андрея Юрьевича был туристический бизнес. ДДХ он возглавил в марте 2017 года, покинул его в декабре этого же года. Менькин утверждал, что его попросили написать это заявление после того, как пост главы администрации города занял Илья Шульгин. 

Гутнов Альберт Валентинович. Про него известно не так уж и много. Родился в 1969 году. С 2001 года занимал руководящие должности в сфере дорожного строительства. Про образование информации нет. Возглавил ДДХ 29 января 2018 года, на посту продержался чуть больше года. В феврале 2019 года Альберт Валентинович покидает пост начальника дирекции, написав заявление на увольнение по собственному желанию. Бывший глава администрации города Илья Шульгин пояснил, что при Гутнове в работе подрядчиков замечено много ошибок. Сам Гутнов сказал, что у него утратилось понимание работы с администрацией, видение её стало различаться. Кстати, Альберт Гутнов считался  одним из самых бедных чиновников. Судя по годовой отчетности о доходах, его ежемесячная зарплата составляла около 24 000 рублей. В собственности был легковой автомобиль BMW 535i и прицеп. Его супруга зарабатывала 16 тыс. рублей, но при этом в её собственности были 5 садовых участков, три квартиры, два гаража и три автомобиля (Ford Focus, BMW 650i и Hummer H2).

Фото: orelgrad.ru

Лунёв Евгений Николаевич. Самый молодой из нашей троицы. Родился в 1981 году в Курской области. Окончил Курский государственный технические университет по специальности «Автомобильное дорожное хозяйство». Второе высшее образование — юриспруденция. С 2005 года работал в Федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта. С 2011 года работал в компании «Российские автомобильные дороги», с 2014 года — в дочерних компаниях «Автодора». В администрации города утверждали, что Евгений Николаевич занимался вопросами эксплуатации и строительства дорог, безопасности дорожного движения. Судя по вышеизложенной информации — наконец-то! Профильный специалист. В должность директора Управления дорожной и парковой инфраструктуры вступил 25 марта 2019 года. В декабре этого же года он покинул пост главы УДПИ, получается, что на посту он продержался меньше всех. В пресс-службе администрации города сообщили, что Евгений написал заявление на увольнение по собственному желанию. Официальной информации по причинам ухода Лунёва нет. Неофициальные источники сообщают, что причиной ухода стали разногласия Евгения Лунёва с руководством города. Другие говорят, что городские власти не видели результатов работы.

«Гастролёры»

Как мы отмечали ранее, все они продержались на посту примерно год. Кто-то больше, а кто-то меньше. За время правления УДПИ у всех есть свои заслуги и упущения. Про заслуги Менькина Андрея известно мало. Специалисты утверждают, что он лишь смог освоить бюджет, выделенный на дороги. Тогда на сайте госзакупок было опубликовано 15 лотов на сумму в 1 млрд 94 млн рублей. Стоимость контрактов очень сильно разнилась, всё зависело от объема работ. Эксперт общественной палаты в сфере ЖКХ и дорожного строительства, а также руководитель рабочей группы по содержанию и ремонту дорог Кировской области Константин Ситчихин пояснил, какие преимущества у дробной системы лотов:

  • Развитие конкуренции на рынке (особенно бизнес в сфере госзакупок);
  • Если будет несколько контрактов по содержанию дорог — их можно поделить по районам, по подрядчикам. Им так будет проще, так как они будут знать свой закрепленный район. Эффективность работы повысится;
  • Легче контролировать подрядчика и оценивать его работу

В интервью с порталом Auto43.ru, Менькин рассказал, что регулярно на личном автомобиле объезжает кировские дороги, выявляет проблемы. Он считал, что одна из главных проблем Кирова — это вода, которая размывает дороги. Менькин отметил, что ремонт дорог — один из самых дорогих ремонтов. «Если не будет воды — дороги будут идеальными. Все беды от воды», - заявил Андрей Юрьевич. Трудно сказать, есть ли заметные изменения после Андрея Менькина. По словам Константина Ситчихина, он был «не на своем месте». Разве что, контракты смог раздробить.

При Менькине особо остро стоял вопрос по трассе Киров — Русское. Подробнее можно прочитать в нашем материале. 

Портал «Вятский наблюдатель» считает, что с Кировской областью Менькина связывает не только новое назначение в ДДХ, но и знакомство с исполняющей обязанности заместителя председателя правительства Ольгой Куземской. Портал «СвойКировский.рф» взял интервью у Менькина (интервью мы найти не смогли, удалено). Мы можем лишь привести главные мысли с этого интервью, опираясь на материал «Вятского наблюдателя»:

  1. В городской администрации от назначения Менькина в шоке;
  2. Господин Менькин строил пандусы в Москве. Дороги и пандусы, видимо, одно и то же, по мнению Менькина;
  3. Свой диплом о высшем образовании Менькин получил 9 марта. В день назначения на должность главы Дирекции дорожного хозяйства Кирова (которое произошло, напомню, именно 9 марта). То есть, его согласовали без высшего образования;
  4. Если диплом о высшем образовании Менькин получил только 9 марта, то как же он «с 1988 года, занимался гражданским и дорожным строительством»? Для этого так-то знания нужны;
  5. Свое назначение на должность Менькин прокомментировал следующим образом: «Сейчас строительство в столице пошло на спад, и я решил попробовать себя здесь, в регионе».

Кроме того, сообщает «Вятский наблюдатель», по выписке ЕГРЮЛ и базе данных «Фокус. Контур» Менькин являлся директором и учредителем коммерческих компаний. После всего этого встает вопрос: «Как же московский бизнесмен согласился переехать в Киров на зарплату примерно в 30 000 рублей?» Стоит напомнить, что в 2017 году на ремонт дорог была выделена рекордная сумма — более миллиарда рублей, после чего Менькин пришел в ДДХ. Именно руководитель ДДХ ответственен за госзаказы, за проведение аукционов. Менькин ушёл, а дорогу Киров — Русское так и не приняли...

Далее — пришел Альберт Гутнов. Он вновь объединил контракты в «миллиардные». Был даже один большой контракт на 800 млн рублей — разыскивался подрядчик, который будет содержать городские дороги и улицы в течение 20 месяцев. Помнится, в торгах выиграл наш известный монополист - «Гордормостстрой». Как отметил Константин, это муниципальная организация, принадлежит администрации города.  Считалось, что один большой контракт проще контролировать. Также Ситчихин отметил, что город сильно не штрафует ГДМС, так как это его «подопечная» организация, с которой город получает деньги. Но к ГДМС мы ещё вернемся. 

Зачем такой большой контракт? Гутнов в интервью с «bn»:

«Во-первых, к подобным контрактам надо подходить более детально. Во-вторых, долгоиграющий контракт позволяет подрядчику видеть перспективу. Федералы практикуют подобные контракты сроком на 5 лет. При коротком контракте как может быть? Подрядчик зашел, посмотрел свою оснащенность и думает: «Дойду до конца контракта, а там война план покажет». Когда подрядчик (особенно это касается работ по содержанию дорог) понимает, что контракт не на год, а на 2,3, 5 лет, он начинает создавать материально-техническую базу, закупать технику. Он под этот контракт может оформить технику в лизинг, потому что понимает источник возврата своих средств. Мы, как заказчик, можем таким путем простимулировать развитие бизнеса, одновременно улучшая качество содержания города. Считаю, что это нормальный путь любой подрядной организации».

Стоит отметить, что сейчас разыгрывается новый контракт по содержанию в течение года улично-дорожной сети Кирова. Стоимость контракта составляет чуть более 500 млн рублей. Ответственное лицо нам пояснило, что этот временной отрезок выбран для того, чтобы подрядчику, выигравшему контракт, было легче приступить к работам. Летом работы по содержанию и обслуживанию дорог легче.

Альберт Валентинович в интервью на «Эхо Москвы в Кирове» рассказал о своей причине ухода из УДПИ:

«У меня утратилось понимание работы с администрацией. То видение работы, которое было у меня, стало существенно отличаться от видения администрации. Это касается содержания города, работы с подрядчиком. Я для себя понял, компромиссным решением и для администрации, и для меня будет, если я уйду по собственному желанию».

Также в интервью Альберт Гутнов рассказал, что денег на вывоз снега и уборку города не хватало, их хватало лишь на один сезон. По бюджету приходилось «забегать вперед». Здесь стоит отметить, что о Гутнове достаточно хорошо отозвался общественный деятель Багир Шарифов:

«Экс-глава ДДХ, господин Гутнов, отличается от предшественника мистера Менькина глубокими техническими знаниями и продолжительной работой в отрасли. Поскольку Гутнов — профессионал достаточно высокого уровня и тот ещё тёртый калач, я бы прислушался к его фразе на «Эхо Москвы», где он с досадой говорил о том, что мы не договаривались, что «вершки в одно место, а корешки в другое». Складывается ощущение, что его просто кинули. Вероятно, он не получил достойной компенсации за безответственные решения власти, но мягким местом уже чувствовал ответственность за их последствия. Уровень его компетенции я оцениваю довольно высоко, в отличие от прочих фигурантов этого будущего уголовного дела».

В интервью порталу «ГородКиров.РУ» Шарифов высказал одну очень интересную вещь. Категорию таких управленцев он назвал «гастролёрами». Он отметил, что с помощью таких людей размывается ответственность и распиливают материалы.

«Менькина помните? А нет его! И спросить не с кого»...Вспоминаем про дорогу Киров — Русское.

Затем пришел Евгений Лунёв. При нём появилось много новшеств, хоть и многие оценивал его работу, как «неудовлетворительную». Именно при нём появилась система «Умная уборка», которая позволяла контролировать работу подрядчиков.  Программа была создана кировским разработчиком, из этого уже следует, что стоимость её сравнительно ниже аналогов.  Система «Умная уборка» на основе полученных данных показывала коэффициент полезного действия. Ситчихин рассказал, что по данным программы, улично-дорожная сеть Кирова содержалась и обслуживалась лишь на 5-10%. Допустим, в одном месте машина должна пройтись 5 раз, а проходила лишь 2 раза. В марте УДПИ отказалось от использования "Умной уборки". По словам и.о. начальника УДПИ Алексея Ишутинова, 3 месяца система работала в тестовом режиме, и за время её работы выявлен ряд недочетов. 

Так вот, что насчет ГДМС. АО «Гордормостстрой» - это собственность города Кирова. Получается, что деньги за выполненные работы идут к подрядчику, а подрядчик перечисляет городу дивиденды. Константин отметил, что, если подрядчик плохо выполнит свою работу — город не будет его сильно наказывать, так как не хочет лишаться прибыли. Поэтому подрядчик «расслабляется».

Также вместе с Евгением Лунёвым общественники начали кампанию по установке перекрестков с круговым движением. Только получилось реализовать лишь один проект. Это пересечение улиц Павла Корчагина и Проезжей. Как только Евгений Николаевич покинул пост начальника УДПИ — реализация этих проектов встала. По словам Константина Ситчихина, всего планировалось оборудовать 5 перекрестков с круговым движением:

  • Т-образный перекресток улицы Лепсе и Октябрьского проспекта
  • Перекресток Лунчарского — Дзержинского;
  • Площадь Можайского (рядом с самолётом);
  • На улице Комсомольской — пересечение с Мельничной улицей;
  • Пересечение Щорса — Попова.

На самом деле, по деятельности Евгения Николаевича есть множество вопросов не только у общественности, но и у градоначальников. Напомним, что 31 октября 2019 года (когда УДПИ возглавлял Лунёв) в Кирове был настоящий «снежный ад». Город за считанные часы завалило снегом: общественный транспорт встал, грузовики, как это обычно и бывает, не могли заехать в гору, дороги Кирова заполнились пробками. Можно считать, что дорожники провалили первый снежный день. А ведь буквально за три дня до этого сообщалось, что техника переведена на зимний режим эксплуатации, что подрядчики готовы встретить зиму. Кто у нас там выиграл 20-месячный контракт по уборке и содержанию УДС? Правильно, ГДМС.

Интересный материал вышел на портале Newsler. В статье говорилось, что Лунёв пытается уйти, но не может. «Шульгин [экс-глава администрации Кирова] не отпускает». Автор материала сослался на «источники из серого дома». Сообщалось, что Лунёв хотел уйти по собственному желанию, но сделать этого ему изначально не дали. Сослуживцы Евгения Николаевича и депутаты вспомнили об ужасном качестве уборки тротуаров и дорог. Также они акцентировали внимание на количестве обращающихся граждан в «травму» с переломами и вывихами. Сообщается, что якобы Шульгин сказал кадровикам администрации: «Не увольнять [Лунёва], пока не сдаст объекты».

Фото: бывший глава администрации Кирова Илья Шульгин. 

Также, сообщает «Ньюслер», возможна ещё одна причина поспешного увольнения Евгения Николаевича. Якобы он выставил Илью Шульгина «полным дураком» и «подставил под уголовное дело».

Вкратце. Суть в том, что в эфире одной из кировских телепередач речь велась про ремонт дорог [запись мы так и не нашли]:

В одной из ноябрьских телепрограмм, посвященной «ремонту дорог и подготовке города к зиме», Евгению Луневу был задан вопрос об улице Спасской, где, едва были завершены и приняты ремонтные работы, вдруг собрались делать ливневую канализацию. На что начальник УДПИ, не скрывая удивления, но твердо сообщил, что «она там есть».

И на ответное удивление ведущей, которая «своими глазами видела на сайте закупок горадминистрации, что УДПИ ищет подрядчика для прокладки ливневой канализации, чтобы все раскопать и снова закопать», Лунев якобы повторился и заявил, что все «уже проведено»: «Просто раньше на конкурс не было денег, а потом появились».

«То есть, - переспросила ведущая, - торги только объявлены, а работы уже сделаны? В долг что ли? И победитель конкурса уже известен?»

«ГДМС, - кивнул Евгений Николаевич, похоже, впервые узнавший, что его Управление является «заказчиком ливневых торгов», и непонятно произнес: «Везде одни и те же люди».

Кроме шуток. В декабре 2019 года произошел вопиющий случай. Девушка на легковом автомобиле Hyundai вылетела с моста прямо на ж/д пути. Дело в том, что дорога была плохо очищена, под всей этой "кашей" была небольшая наледь. Hyundai Accent занесло сначала на "встречку", а затем к другой стороне дороги. Машину понесло на высокий бордюр, который может предотвратить падение с моста. Но нет. Бордюр был засыпан снегом, это послужило трамплином, за счет которого автомобиль и вылетел. К счастью, все остались живы. На место происшествия прибыл экс-начальник УДПИ Евгений Лунёв и экс-генеральный директор АО "Гордормостстрой". Никто не видел, чтобы Евгений курил сигареты, но только не в этот раз.  

Почему на почти всех контрактах по ремонту и обслуживанию дорог подпись некого Ишутинова?

А вот теперь ещё одна интересная деталь. При всех ушедших директорах практически на всех контрактах по ремонту дорог в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» стояла подпись некого Ишутинова. Для тех, кто не в курсе, рассказываем. Алексей Ишутинов — это, грубо говоря, вечный исполняющий обязанности начальника УДПИ.

«На нынешний пост главы УДПИ нужен «креативщик», чтобы предлагать новые идеи по развитию улично-дорожной сети. Ишутинов — очень хороший специалист. Всё дело в том, что он исполнитель, а не «руководитель-креативщик». А вообще, «креативить» должен сити-менеджер. Если всё так и будет, то начальником УДПИ вполне может стать и Ишутинов», - рассуждает член общественной палаты Константин Ситчихин. По его мнению, в Кирове «креативщиков нет», поэтому специалистов привлекают из других регионов.

Так почему же везде подпись Ишутинова? Константин и здесь внёс ясность. Менькин покинул ДДХ в марте 2017 года, Гутнов покинул организацию в феврале 2018 года, а Лунёв и вовсе ушел в декабре. Контракты по ремонту дорог публикуются примерно в начале марта, в момент, когда исполняющим обязанности начальника УДПИ назначен Алексей Ишутинов.

Вся вышеперечисленная информация — открытые факты. Интереснее послушать тех, кто лично знаком с ситуацией, кто достаточно хорошо знает этих личностей.

Активист Багир Шарифов:

-По фактам саботажа прямых указаний президента РФ о поддержке конкуренции в отрасли при организации и проведении торгов [монополизация рынка], а также систематически выявляемых общественностью нарушений технологии строительства, к тому же проявлении халатности при организации надзора и контроля очевидно, что все эти лица являются участниками «ОПГ» - организованной правительством группой, - отметил Багир. - В качестве яркой демонстрации можно привести пример: разрушенную улицу Московскую и Герцена. Они находятся на гарантии. Также гарантийную дорогу в Порошино, приходящую в негодность, где как раз представители «ОПГ» в большинстве своём и проживают. Можно вспомнить проваливающиеся по всему городу люки и размывающие новенькие дороги стоки вод из неработающей ливневой канализации. А также зимние сугробы, пробки и гололёд. Я уже не говорю о грязных и затапливаемых ежегодно тротуарах по всему городу. Например, Карла Маркса, Ленина. 

Экс-редактор портала Auto43.RU Алексей Филиппов (Евгения Лунёва на этой должности не застал):

- Менькин показушником был. Гутнов — его полная противоположность. Мне кажется, их поставили для освоения федеральных миллиардов по программе «Безопасные и качественные дороги», а по итогам каждого ремонтного сезона — они покинули свои посты. Очевидно, что отмывали деньги, что просто выполняли задания, но это никем не доказано. Результаты работ и успех у них примерно одинаковые.

Интересно подметил Алексей. Можно вспомнить и про их достижения. Качество дорог — это отличный показатель профессиональной деятельности Менькина, Гутнова и Лунёва.

Ещё в марте 2020 года экспертная комиссия начала оценку дорог, отремонтированных в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с 2016 по 2019 года. По итогам оценки стало понятно, что из 199 отремонтированных за 4 года участков ремонта требуют 110. Это более 50%. Вы только представьте, что это за цифры. Возможно, основную массу от этих участков составляют дороги, отремонтированные 4 года назад. Со временем и другие дороги могут развалиться. Подрядчики, которые ремонтировали эти дороги, в рамках гарантийных обязательств должны привести в порядок отмеченные дорожные участки. Подрядчикам нужно было отремонтировать эти дороги до конца мая. Не сделано. Они ссылались на коронавирус и погоду. В итоге им дали ещё месяц. Снова не успели. Очевидно, что все силы подрядных организаций брошены на реализацию проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В пресс-релизах от администрации города часто говорится, что «работы ведутся с опережением графика». А ведь гарантийный период некоторых дорог заканчивается...Ну, это ничего. Если обоснованная претензия по гарантийной дороге выслана подрядчику в период действия гарантийных обязательств — подрядчик обязан исправить все недочеты. Даже если гарантийный период закончился. Главное — зафиксировать. 

Активисты, да и обычные автомобилисты считают, что качество дорог в Кирове отвратительное. Мы провели опрос в группе «Вконтакте», посвященный качеству дорог в Кирове:

  • 9,94% респондентов (16 человек) отметили, что в Кирове хорошие и качественные дороги;
  • 45,34% проголосовавших (73 человека) выбрали вариант «сойдет»;
  • 44,72% респондентов (72 человека) считают, что в Кирове отвратительные дороги.

Кажется, вывод по данным личностям вы можете сделать сами, основываясь на приведенных нами фактах. Хочется подчеркнуть, что Гутнов и Лунёв всё же сделали хоть какой-то вклад в развитие дорожных дел Кирова. Опять же, основываясь на изложенных фактах, можно полагать, что самой многогранной фигурой стал Андрей Менькин. Более полугода Киров живёт без «главного дорожника». Делами УДПИ заведует Ишутинов. Можно сказать, что особых изменений в обслуживании и ремонте дорог не замечено. И это плохо, так как уход хорошего специалиста был бы сразу заметен.

Остаётся только гадать, кто на этот раз возглавит Управление дорожной и парковой инфраструктуры, и будет распоряжаться миллиардными бюджетами по ремонту дорог. Очень хотелось бы на этом посту увидеть настоящего специалиста. Неважно, из какого он города. Улично-дорожную сеть необходимо не только качественно ремонтировать, но и грамотно содержать, обслуживать, развивать. От этого зависят ключевые факторы региона. Приведем в пример несколько ситуаций:

  1. Смерть.  В городе снегопады, ледяные дожди, ухудшенная дорожная обстановка. Собираются пробки из-за устаревшей транспортной системы. Машина «скорой» спешит на помощь к молодому парню. Он поскользнулся на тротуаре (который, кстати, тоже не убран) и ударился головой, из-за чего началось внутреннее кровотечение. «Скорая» встает в пробке, так как дороги города слишком узкие, машинам никак не пропустить её. Всё забито. Молодой человек погибает на месте.
  2. ДТП (возможна смерть). Достаточно просто вспомнить случай, произошедший при Евгении Лунёве в декабре 2019 года. Писали выше - девушка на легковом автомобиле вылетела с моста.  
  3. Переломы (иногда возможна смерть, смотри внимательнее первый пункт). Про тротуары можно особо не распинаться. Здесь всё понятно. Гололёд — очередь в травмбольницу.
  4. Репутация города. Быть может, вы помните случай, когда таксист провалился в огромную лужу, показывая репортёру, как его автомобиль залетел в яму? Вот, мы именно про это. Вся Россия увидела Киров в таком ключе. Сейчас огласка гораздо выше, - соцсетями люди пользуются активнее.