Экскурс в историю

Прежде чем я расскажу вам о своих эмоциях и ощущениях от прошедшего дня в компании спортивной «Гранты», думаю, вам крайне интересно будет узнать о производстве этого автомобиля. А рассказать тут действительно есть о чем. Бывший цех Управления спортивных автомобилей (УСА)  площадью в 2,5 тыс. кв. метров руководству пришлось расчищать от старого оборудования, сделать ремонт и оснащать заново от А до Я. Теперь всё делается вручную, без конвейера, роботов и всяких других источников шума. Получилась мануфактура или если хотите, придворное тюннинг ателье. Процесс производства крайне интересен и занимателен, теперь чуть подробнее. С ВАЗа приходят «голые» окрашенные кузова. Эти самые кузова устанавливают на тележки и перекатывают между постами, которых насчитывается 28.

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Сам по себе пост — это не одна операция, а целый комплекс, поэтому на одном месте кузов проводит продолжительное время. В принципе, цикл сборки повторяет аналогичный заводской, и большинство операций можно было производить на главном конвейере. Но это противоречило бы самой концепции Lada Sport как полноценного производства.

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Как сказал Александр Дубинкин, заместитель директора по производству: «Мы хотим сделать нормальный прибыльный бизнес, а не сидеть на заводских подачках. Чем больше мы сделаем сами, тем выше наша добавленная стоимость, соответственно, оптимизируя некоторые процессы под себя, мы можем выдать большую рентабельность, чем в среднем по ВАЗу.»

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Получается, тестировать мне предстояло не просто «Ладу», в моих руках оказался удивительный по российским меркам автомобиль. С одной стороны это просто новая версия хорошо зарекомендовавшей себя «Гранты», а с другой стороны - это уникальный продукт ручной сборки, четко продуманный и отлаженный.

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

В приходящих с ВАЗа моторах вскрывают головки блоков и меняют распредвалы на спортивные, с более высоким кулачком (9,5 мм). Крутящий момент возрастает до 156 Нм и реализуется на 4900 оборотах. Разумеется, такие изменения повлекли за собой перекалибровку ЭБУ — эта работа проводилась с фирмой Итэлма. В итоге автомобиль «Гранта Спорт» это детище огромного количества людей и мелких производств. В коробке передач меняют главную пару с серийной 3,7 до 4,3. Передаточное отношение выходит более «тяговитым», но это компенсируется как раз изменёнными фазами газораспределения и повышенными оборотами, так что максимальная скорость, по официальной информации, даже возросла — до 197 км/ч. Весь передаточный ряд и другие элементы КП остаются «грантовскими». Сама коробка, разумеется, тросовая — на самом начальном этапе собрали несколько машин с тяговым приводом, но сейчас завод комплектует «Гранты-Люкс» только КП 2180. Вот ровно с таким багажом знаний я ехал на тест-драйв к дилеру «Лады» в автосалон «Гусар». Теперь, вам, наверное как и мне в этот солнечный четверг, очень захотелось посмотреть в живую на результат работы мастеров из Lada Sport.

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Экстерьер

Что бросается в глаза и отличает «Спорт» от гражданской версии «Гранты»? В первую очередь литые диски, небольшой спойлер, установленный на крышке багажника, и играющий, скорее, декоративную роль, нежели практическую, уменьшенный клиренс автомобиля. Особенно это заметно по просвету между задним колесом и аркой. У стандартной «Гранты» багажник приподнят, здесь же, дно машины параллельно поверхности земли и автомобиль выглядит более привлекательно. Плюс в версии «Спорт» на кузове установлены дополнительные юбки, придающие объем машине. Пожалуй, из основных отличий «Гранты Спорт» всё. Ах да, теперь на багажнике присутствует шильдик, говорящий о том, что с этой машиной на светофоре лучше не тягаться.

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Интерьер

Внутри все прозаично. У «Гранта Спорт» нет комплектаций типа «База», «Оптима» и «Люкс». Машина продается в единой компоновке и включает в себя кондиционер, парктроник, подогрев лобового стекла, мультимедийную систему, ABS и другие «ништяки», входящие в «Люкс» заводской «Гранты». Основным достоинством салона здесь являются кресла водителя и пассажира, а-ля ковши. Надо отметить, что боковая поддержка в них выполнена достойно и тело держит хорошо, даже если выполнять резкие повороты.

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Особую форму кресел подчеркивает красная прострочка, выполненная также на рулевом колесе и рычаге КПП. Здесь руль обтянут кожей и приятно лежит в руке, но можно было его сделать чуточку толще.

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Возникает вопрос, «Почему в «Гранту» не поставили торпеду, что установлена в Kalina Sport?». В собрате в кузове хэчбек она выглядит более современно и лаконично, имея уже не механические регулировки кондиционером, а электронные. Да и сам форм-фактор в Kaline более удачный.

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Двигатель, трансмиссия, подвеска.

Двигатель заведен и приятно рычит на низких оборотах, однако любая манипуляция с педалью акселератора тут же передается вибрацией на органы управления. Очевидно, что собственные частота и амплитуда колебаний силового агрегата стали другими, штатные опоры явно с ними не справляются. И на самом деле это логично и простительно, за рулем «Лады Гранты Спорт» ты никогда не забудешь о том, в каком автомобиле ты передвигаешься. Первое что бросается в глаза, а если высказаться более точно, то первое что приятно ласкает слух, так это выпускная система и о ней хочется говорить постоянно. Мне так и не стало известно, проходил ли выхлоп акустическую настройку, но надо отдать должное, что приятные обертона и гармоники присутствуют в звуке выпускной системы в изобилии и мой мозг тут же начал рисовать картины из разряда «А что будет, если убрать катализаторы и поставить равнодлинный коллектор»?

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

При первом же старте, бросается в глаза своеобразное и необычное (скажем так) поведение машины на низких оборотах. Тронуться уже непросто — в привычном для меня диапазоне оборотов тяги не хватает, а тронувшись, сразу приходится изменять привычке переключаться на следующую передачу, ориентируясь на соотношение тяги и голоса мотора. В «Гранте Спорт» нарушен баланс этих величин, кроме того, тахометр тоже перестал быть объективным средством позволяющим нам контролировать работу двигателя, он перекочевал со стандартной версии и настройки остались прежними. В то время как у «Гранты Спорт» коленвал раскручивается минимум на 1000 об/мин больше. На тахометре красная зона начинается с 5500 об/мин, а в реальности «отсечка» срабатывает на 6600-6700 об/мин. Убедительная тяга при этом сохраняется почти до самого предела, до 6000-6200 об/мин. Именно поэтому мне, как клиенту хотелось бы видеть еще и спортивные органы контроля, однако я поймал себя на мысли что в процессе активной езды, времени смотреть по приборам у вас не будет 100%. Лучший разгон получился у меня, когда переключался около отметки 6000 оборотов. И не дай бог уронить стрелку ниже полутора тысяч, там мёртвая зона и автомобиль отказывается в принципе ассоциироваться со спортом. Только обороты, только режим «в пол», только максимально поздние переключения! Конечно, это неудобно при плавной неспешной езде. И если вы искали универсальный автомобиль – то это точно не по адресу. Только «Спорт» и никаких компромиссов. Субъективно динамика ощущается как очень хорошая, можете не сомневаться в заявленных показателях разгона до «сотни», а это, 9,5 секунд. Мне кажется даже, что при умелом обращении с органами управления этот показатель наверняка можно перекрыть. Но вот эластичность мотора была уничтожена его же спортивностью. Разгон на высшей передаче в диапазоне 140-180 км/ч заставляет зевать, а если не хотите? Выкручивайте каждую передачу до упора и не думайте о шуме и расходе.

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Если провести аналогию со стандартной версией то тут работает правило кратности: всё, что было у «Гранты», нужно поделить на два. Склонность к раскачке? Уменьшилась вдвое. Крены? Тоже вдвое или чуть меньше. Момент срыва передних колёс? Конечно, далеко не двукратное увеличение скорости, но заметное и ощутимое. Как будто однажды машину настроили правильно. Будто сначала была спортивная версия, с которой снимали шаблонную стандартную и с ней, что-то пошло не так. Может, конечно, звучит и грубо, но зато на 100% описывает ощущения от автомобилей. Общее между ними только в названии «Гранта». И если быть откровенным, то 539 000 рублей, а именно столько стоит автомобиль, попавший ко мне в руки, не такая и большая сумма за те впечатления и километры которые вам подарит автомобиль...

Тест-драйв «Лада Гранта Спорт». Придворный спортсмен

Итог

В этой машине главное двигатель, подвеска и трансмиссия, всё остальное – вторичное, отходящее на задний план дополнение. Однако, стоит отельное внимание уделить шумоизоляции салона. Даже на скорости превышающей 100 километров в час, внутри машины не появляются посторонние звуки, и все члены экипажа могут разговаривать спокойно, не на повышенных тонах. Потребитель – мужчина, в возрасте до 30-35 лет, но, по моему мнению, для людей с хорошим достатком, можно накинуть еще 10 лет и растянуть возрастную группу до 45 лет. Потому как «Гранта Спорт», если у вас есть деньги, может послужить отличной игрушкой, так сказать, машиной для удовольствия на выходной день. Этот автомобиль провоцирует на динамичную езду, и передвигаться на ней в режиме «Non-stop», мне кажется, будет одно удовольствие. Но в любом случае, если у вас есть время и возможность, прокатиться на «Лада Гранта Спорт» стоит, по крайней мере, вы поймете, что наконец-то «Лада» собрана добротно и имеет высокий потенциал.

Автомобиль предоставлен автосалоном "Гусар"