Когда мои друзья узнали что совсем скоро в моих руках на тесте окажется тот самый Highlander, я даже не ожидал что возникнет столько недоуменных и странных вопросов о ней. Так что этот тест придется начать с прояснения базовых моментов: чем Highlander отличается от Prado и зачем корпорации Toyota два полноприводника в одной нише? Готовы? Поехали! 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Смысл существования и появления в свое время нового на нашем рынке японского кроссовера многим был неясен. За годы продаж внедорожников Toyota в России все привыкли, что есть большой мужской внедорожник Land Cruiser и маленький женский «паркетник» RAV4. Где-то между ними находится унисексовый Prado, по проходимости превосходящий обоих соперников.

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Услышав же про Highlander, многие не могут решить, в какой сегмент определить новинку – то ли между Land Cruiser и Prado, то ли между Prado и RAV4. Так что давайте сразу отделим зерна от плевел: хотя по длине Highlander и Prado практически одинаковы, принадлежат они к разным классам. У героя моего сегодняшнего рассказа несущий кузов, независимая подвеска и нет понижающей передачи. У Prado рама, двухступенчатый демультипликатор, неразрезной мост сзади – и 300 килограммов лишней по сравнению с Highlander массы. Кроме габаритов и происхождения, эти два автомобиля роднит только постоянный полный привод. Так что в конкуренты Highlander мы можем смело записывать Nissan Murano, Honda Pilot, WV Touareg (в комплектации без пониженного ряда передач в раздаточной коробке) и «корейцев» – Kia Sorento, Hyundai Santa Fe и даже в некотором смысле Hyundai ix55. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Интерьер. 

Попадая внутрь Toyota Highlander, первым делом замечаешь, насколько хороша отделка салона. Только не надо сразу трогать ее руками, стучать по козырьку приборной панели костяшками пальцев и кривить лицо. Да, пластик жесткий. Но, в конце концов, вам что надо – панельки мять или ехать? Так вот, радует в интерьере Highlander общий стиль. У других моделей японской марки со вкусом не все в порядке, а в этой – полная гармония. И качество материалов тут играет не последнюю роль, тут все серьезно на сколько это может быть возможно. На фоне Highlander внутреннее пространство Lexus GX460 и LX570 производит впечатление гримерной несмешного клоуна. Вы конечно можете поругать меня за такое сравнение, но если абстрагироваться от класса автомобилей, закрыть шильдики и попросить описать в двух словах – именно так и получится. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Конечно в интерьере «горца» (именно так звучит Highlander в переводе) есть такие детали, над которыми не получится не пошутить. Юмор в том, что даже беглого взгляда на переднюю панель достаточно, чтобы сразу определить целевую аудиторию автомобиля, то есть американцев. Я по-другому и не могу предположить, для кого еще конструкторы могли придумать кнопки «рециркуляции воздуха», «автоматического режима климат-контроля» и «обдува ветрового стекла» размером с крупный киви. Вы только вообразите, они в три раза больше тумблеров других функций, представленных на панели. По сути своей, американцы – единственная нация на земле, для которой кондиционер гораздо важнее автомобиля, поэтому оцифровка спидометра сильно теряется на фоне цифр, показывающих температуру в салоне. Но, пожалуй, это единственная серьезная претензия к японскому «паркетнику». Не возьму на себя смелость упрекнуть его в чем-либо другом. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Сзади — полноценный первый класс: ногами при всем желании в передние кресла не упрешься, а сам диван можно конфигурировать: от двух отдельно стоящих кресел с собственными подлокотниками и климат-контролем до трехместного сидения. Кстати, «хайлендеровская» фишка — в нише переднего центрального подлокотника в автомобилях американской сборки скрывается столик с подстаканниками, которым можно заменить задний центральный подлокотник, спрятав последний в ту же нишу. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Ну и по-американски нет недостатка в подстаканниках, для каждого пассажира машины предусмотрено минимум два. В том числе и для третьего ряда, на котором в отличие от конкурентов действительно могут сидеть взрослые люди, не сгибаясь в три погибели. Ну и про объемы багажника достаточно сказать цифрами: 290 литров в семиместной конфигурации и 1200 литров максималки. Оба дивана складываются одним простым движением. Ощущения от автомобиля воистину прекрасные. И даже пройденные километры за 3 года не испортили лоска этого салона. Светлая кожа так же чиста и без складок, ни скрипов ни щелчков. Многим конкурентам поучиться бы делать такие надежные автомобили, которые через 3 года не намекают на смену. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Двигатель. Трансмиссия. Подвеска. 

По моим ощущениям трех с половиной литровый мотор High позволяет легко обставить на дороге четырехлитровый Prado. Подвеска справляется с любыми разумными препятствиями и не дает сильно крениться в виражах. Она делает все, на что в принципе способен McPherson (а мы с вами знаем, что у этого типа подвески есть свои ограничения – в частности, по энергоемкости). Вибраций от дороги почти нет. Руль адекватный. Тормоза предсказуемы. «Горец» представляет идеальный союз мотора и коробки переключения передач. По моим наблюдениям, расход топлива в режиме «спорт» – в пределах 15 литров. Это один из немногих гармоничных автомобилей, которые покоряют цельностью своего образа. Среди кроссоверов похожее впечатление производит, пожалуй, только Lexus RX370, но там совсем другая философия. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Проходимость у Highlander достаточная. Он не страдает детскими болезнями, сопутствующими системам автоматически подключаемого полного привода. У него, как уже говорилось, привод постоянный полный. Дифференциал типа Torsen, расположенный в раздаточной коробке, работает круглые сутки 24 часа 7 дней в неделю. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Дорожный просвет «японца» более 200 мм, то есть на уровне хороших SUV. Колесная база, к сожалению, растянута, что приходится учитывать на переломах. Ну и, опять же, McPherson не дает быстро гнать по пересеченной местности – слишком болезненны удары в кузов. Однако это обычные для кроссовера ограничения – здесь никаких сюрпризов Highlander не преподнес. У него нет ни блокировок, ни функции отключения электронных помощников. Он едет самым простым образом, что в конечном счете может сыграть злую шутку в местах с зыбучим грунтом. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Очень здорово, что японцы вывели эту модель на наш рынок. Правда, в свое время это был все равно маркетинговый провал, потому что начать продажи надо было гораздо раньше. Пока они ждали, многие потенциальные потребители в России в больших количествах накупили KIA Sorento (которые намного дешевле), Hyundai ix55 (которые существенно дороже) и им подобных. А теперь приходится не только догонять конкурентов по объему продаж, но и объяснять клиентам, чем новинка отличается от Prado и куда ее все-таки ставить – ближе к LC200 или к RAV4. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Заботит ли это японцев? По-настоящему, я думаю, нет. Цену они себе знают и напускной пафос уж точно не нужен. 

Экстерьер.

Что в нем привлекает? Конечно его грубая красота. Мощные плавные линии незаметно сглаживают квадратный силуэт, сохраняя общий брутальный образ. Далеко не RAV4, но в то же время все не так сурово, как у TLC. Необычный дизайнерский штрих — остекление передних фар плавником выходит за границы кузова, добавляя взгляду пронзительности. «Хайлендер» привлекает уважительное внимание внушительностью, но не бросается в глаза надменным пафосом как его конкуренты. Трудно выделить особо характерные черты, но при этом хочется сказать спасибо дизайнерам за то, что не стали изобретать велосипед и создали воистину красивый автомобиль. 

Тест-драйв Toyota Highlander: американец для русских

Когда президент «Тойота Мотор» Такеши Исогая представлял Highlander московским журналистам, он вежливо заявил: «Highlander – лучший SUV для России, а Россия — лучшая территория для Highlander». И дело тут не только в технических характеристиках, а скорее даже во внешности. Уж очень она близка русскому человеку.